Презентация, доклад по самообразованию учителя на тему Развитие критического мышления на уроках русской литературы

Содержание

Актуальность технологии «Развития критического мышления» в образовательном процессе. В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для

Слайд 1Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Лучше иногда задавать

вопросы, чем знать наперед все ответы»
Дж . Тэрбер

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Рассолодинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад выполнила Захарова Елизавета Пантелеймоновна
учитель русского языка и литературы

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»

Слайд 2Актуальность технологии «Развития критического мышления» в образовательном процессе.
В последнее время в

системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому, каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса.
Актуальность технологии  «Развития критического мышления» в образовательном процессе.	В последнее время в системе образования все больше становится

Слайд 3История технологии «Развития критического мышления» .
Технологию «критического мышления»

предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?».
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.

История технологии   «Развития критического мышления» .  Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов

Слайд 4Что такое технология «критического мышления»?
«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.


«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Что такое технология  «критического мышления»?«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление» - новый взгляд

Слайд 5Цели технологии «развития критического мышления»
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие

таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, толерантность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического мышления
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
6) Развитие мыслительных навыков учащимися, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.
Цели технологии  «развития критического мышления»1)  Формирование нового стиля мышления2) Развитие таких базовых качеств личности, как

Слайд 6Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

Слайд 7Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его

типов:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Любопытство, она присуще не только маленьким детям, но и старшеклассникам. 4. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов: 1. Критическое мышление есть мышление

Слайд 8
Урок литературы в 8 классе по теме «Солнце русской поэзии –

А.С. Пушкин»
с использованием приемов ТРКМ

Урок литературы в 8 классе по теме «Солнце русской поэзии – А.С. Пушкин»с использованием приемов ТРКМ

Слайд 9Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Стадия «Вызов»

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении

Слайд 10Стадия «Вызов» Кластер

Стадия «Вызов» Кластер

Слайд 11Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

Слайд 12Стадия «Вызов»
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика

знания по данной теме или проблеме
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме , мотивировать ученика к учебной деятельности
-побудить ученика к активной работе на уроке и дома
Стадия «Вызов»   Эта стадия позволяет:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме

Слайд 13Стадия Осмысление (реализация смысла) Инсерт
«✔» – уже знал
«+» – новое
«–»

– думал иначе
«?» – есть вопросы

Стадия Осмысление (реализация смысла)   Инсерт«✔» – уже знал«+» – новое  «–» – думал иначе

Слайд 14Стадия «Осмысление»
Эта стадия позволяет:
осуществлять контакт с новой информацией
- сопоставлять эту

информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему
приготовиться к анализу и обсуждению услышанного,увиденного или прочитанного
Стадия «Осмысление»   Эта стадия позволяет:осуществлять контакт с новой информацией- сопоставлять эту информацию с уже имеющимися

Слайд 15Стадия «Рефлексия»
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке

по данной проблеме
На этой стадии может быть:
составлен опорный конспект в тетради учащегося
возврат к стадии «Вызова»
возврат к кластерам
творческая форма рефлексии - синквейн
Стадия «Рефлексия»   Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблемеНа этой

Слайд 16Стадия «Рефлексия» Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание

темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Стадия «Рефлексия» Синквейн1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка:

Слайд 17Стадия «Рефлексия» Синквейн
1 строка: Пушкин
2 строка: великий, истинный
3 строка: размышлять, начинать, творить
4

строка: оставил значимое литературное наследие
5 строка: солнце
Стадия «Рефлексия» Синквейн1 строка: Пушкин2 строка: великий, истинный3 строка: размышлять, начинать, творить4 строка: оставил значимое литературное наследие5

Слайд 18Выводы Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному

процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Выводы Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости

Слайд 19Выводы
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать явления и

объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, определять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Выводыанализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть