Слайд 1Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Лучше иногда задавать
вопросы, чем знать наперед все ответы»
Дж . Тэрбер
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Рассолодинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад выполнила Захарова Елизавета Пантелеймоновна
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Актуальность технологии
«Развития критического мышления» в образовательном процессе.
В последнее время в
системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому, каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса.
Слайд 3История технологии
«Развития критического мышления» .
Технологию «критического мышления»
предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?».
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Слайд 4Что такое технология
«критического мышления»?
«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.
«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Слайд 5Цели технологии
«развития критического мышления»
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие
таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, толерантность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического мышления
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
6) Развитие мыслительных навыков учащимися, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.
Слайд 6Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
Слайд 7Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его
типов:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Любопытство, она присуще не только маленьким детям, но и старшеклассникам.
4. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 8
Урок литературы в 8 классе по теме «Солнце русской поэзии –
А.С. Пушкин»
с использованием приемов ТРКМ
Слайд 9Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Стадия «Вызов»
Слайд 12Стадия «Вызов»
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика
знания по данной теме или проблеме
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме , мотивировать ученика к учебной деятельности
-побудить ученика к активной работе на уроке и дома
Слайд 13Стадия Осмысление
(реализация смысла)
Инсерт
«✔» – уже знал
«+» – новое
«–»
– думал иначе
«?» – есть вопросы
Слайд 14Стадия «Осмысление»
Эта стадия позволяет:
осуществлять контакт с новой информацией
- сопоставлять эту
информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему
приготовиться к анализу и обсуждению услышанного,увиденного или прочитанного
Слайд 15Стадия «Рефлексия»
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке
по данной проблеме
На этой стадии может быть:
составлен опорный конспект в тетради учащегося
возврат к стадии «Вызова»
возврат к кластерам
творческая форма рефлексии - синквейн
Слайд 16Стадия «Рефлексия»
Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание
темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Слайд 17Стадия «Рефлексия»
Синквейн
1 строка: Пушкин
2 строка: великий, истинный
3 строка: размышлять, начинать, творить
4
строка: оставил значимое литературное наследие
5 строка: солнце
Слайд 18Выводы
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному
процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 19Выводы
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать явления и
объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, определять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации