Слайд 1«Жанр романа. Особенность романа эпохи Возрождения».
Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Урок
литературы в 6 классе
Учитель высшей квалификационной категории И. С. Красота
г. Сургут
Слайд 2Цель урока:
освоить отличительные признаки романа как жанра эпического рода литературы;
расширять читательский
интерес к зарубежной литературе через знакомство с жизнью и творчеством Ф.Рабле и эпохой, в которую он творил;
формировать навык работы с учебным текстом; умение выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять
Тип занятия: урок конструирования понятия
Слайд 3Биография Франсуа Рабле (1494 – 1553). Эпоха, в которую он творил.
Прочитайте
статью на стр.225 – 229 учебника
Определите круг интересов юного Рабле
Используя информационный источник, дайте определение понятиям
Возрождение (Ренессанс), гуманист
(по схеме «термин – родовое понятие – видовые признаки»)
Слайд 4Промежуточный контроль
Круг интересов Ф. Рабле: *медицина
*юриспруденция
*филология
*археология
*богословие
*философия
*культурология
Слайд 5Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на
смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Гуманисты – это писатели и художники, посвятившие своё искусство человеку.
Слайд 6Раннее Возрождение
(1420 - 1500 )
Слайд 7Раннее Возрождение
(1420 - 1500 )
Слайд 8Раннее Возрождение
(1420 - 1500 )
Слайд 9Раннее Возрождение
(1420 - 1500 )
Слайд 15Промежуточный контроль
Запишите микровывод, вставив на месте пропусков подходящие по смыслу слова
из скобок:
Слайд 16Черты эпохи Возрождения:
искусство эпохи отражает мечту о человеческом ________ (несовершенстве, величии,
благополучии);
на первом месте любовь к знаниям и вера в безграничность духовных способностей и ______ (удачи, разума, любви) человека;
мысль времени – убеждение в _______(достоинстве, силе, уме) человека. Философия Возрождения – гуманизм;
душа, тело, поступки – все в человеке ________ (ужасно, прекрасно, ничтожно) и стремится к красоте (образец красоты – искусство античности).
Слайд 17Черты эпохи Возрождения:
искусство эпохи отражает мечту о человеческом величии;
2.
на первом месте любовь к знаниям и вера в безграничность духовных способностей и разума человека;
3. мысль времени – убеждение в достоинстве человека. Философия Возрождения – гуманизм;
4. душа, тело, поступки – все в человеке прекрасно и стремится к красоте (образец красоты – искусство античности).
Слайд 18Роман как жанр эпического рода литературы
Пользуясь информационным источником (стр.311 – 312
учебника), заполните первую графу таблицы «Особенности жанра романа» в соответствии с критериями для жанров повести и рассказа:
Слайд 21Из приведённых ниже определений жанра романа выберите одно, обосновав свой выбор:
Роман
– большая форма эпического жанра литературы нового времени, изображающая человека в сложных формах жизненного процесса.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества, с исторической обстановкой.
Слайд 22Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих
судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества, с исторической обстановкой.
Пользуясь определением, докажите, что «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле – роман.
Слайд 23Анализ предисловия, главы 1 романа
Почему Рабле в предисловии романа рассказывает о
Сократе?
Сократ (ок.470 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ. Для последующих эпох стал идеалом мудреца.
Слайд 24Рассмотрите обложки изданий романа разных лет.
Сравните иллюстрации. Что в них
общего? В чём отличие?
Какие эпизоды 1 главы раскрывают содержание рисунков?
Слайд 28Итог урока.
Закончите любое из предложений:
Больше всего мне понравилось…
Оказывается, …
Сегодня я узнал,
что…
На уроке я научился…
Теперь я смогу …
Я захотел узнать, (что) (когда) (где) (почему)…