Слайд 1
Тема урока: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы)
и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика.
Слайд 2 Эпиграф к уроку:
«Так же, как из года в год меняют
леса свои листья -старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».
(Гораций)
Слайд 3Понятие о пассивном и активном составе словаря
Словарь русского языка в
процессе своего исторического развития непрерывно изменяется и совершенствуется. Изменения словарного состава непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономическим, социальным, политическим развитием жизни общества. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними - и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свое значение слова, называющие их. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
Слайд 4
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых
понятно всем людям, говорящим на данном языка. Слова этой группы, лишены каких бы то ни было признаков устарелости.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребляемыми.
Слова пассивного запаса делятся в свою очередь на устаревшие и новые (неологизмы).
Слайд 5
Устаревшими называются слова, которые вышли из повседневного употребления или выпали из
словарного состава современно русского языка.
Среди устаревших слов принято различать два вида: историзмы и архаизмы.
Слайд 6Историзмы– это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи
с исчезновением предметов, явлений, понятий, обозначавшихся этими словами: вече, уезд, аршин, дилижанс и др. Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в активное употребление. Условием этого служит возрождение самих реалий, которые обозначаются данными словами. Так произошло, например, со словами гимназия и лицей, которыми сейчас называют разновидности современных учебных заведений.
Слайд 7Архаизмы– устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления синонимами.
Слайд 9
Распределите устаревшие слова по группам:
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань,
ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
Слайд 10
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
Например: клон, дистрибьютор, дизайнер.
В разные
периоды развития русского языка слова могут быть неологизмами, а затем стать устаревшими: колхоз, комиссар, и наоборот, устаревать, а потом возвращаться в качестве неологизмов: мэр, династия.
Слайд 11
Продолжите ряд слов.
1.Принтер, картридж, модем...
2.Маркер, фломастер, степлер…
3.Кириешки, гамбургер, сэндвич…
Слайд 12Каждое слово живое,
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы.
По-разному жили народы.
Торговлю
вели, воевали,
Бранились, а после - мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья -
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.
Немало прошло испытаний,
То смысл поменяв, то звучанье.
Слово по вкусу пришлось языку.
- Буду жить у тебя, никуда не уйду!