Презентация, доклад к уроку русского языка в 7 классе Соединение в тексте различных типов речи

Содержание

Цели урока: систематизировать сведения о признаках текста, повторить типы организации речи (описание, повествование, рассуждение), ознакомить учащихся с особенностями текста, в которых соединены различные типы речи;развивать способности самостоятельно размышлять над поставленными вопросами, искать ответы на них и

Слайд 1 МОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Портнягина» Усть-Алданского улуса РС(Я)

Урок

русского языка в 7 классе
Тема:
«Соединение в тексте различных
типов речи»


Разработка учителя русского языка
и литературы Даниловой А.Н.
МОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная  школа им. И.С.Портнягина» Усть-Алданского улуса РС(Я) Урок русского языка в

Слайд 2Цели урока:
систематизировать сведения о признаках текста, повторить типы организации речи

(описание, повествование, рассуждение), ознакомить учащихся с особенностями текста, в которых соединены различные типы речи;
развивать способности самостоятельно размышлять над поставленными вопросами, искать ответы на них и аргументировать свое мнение;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
вызвать интерес к изучению жизни и творчества А.С.Пушкина.
Цели урока: систематизировать сведения о признаках текста, повторить типы организации речи (описание, повествование, рассуждение), ознакомить учащихся с

Слайд 3Александр
Сергеевич
ПУШКИН

Александр Сергеевич ПУШКИН

Слайд 4
Текст – это несколько предложений, соединенных общей основной мыслью

и темой.

Слово «текст» происходит от латинского «textum», что значит «ткань», «связь», «соединение». Исторически к этому же корню восходят слова «текстиль», «текстура».
Текст – это несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой.   Слово «текст»

Слайд 5 Основные признаки текста:

законченность, смысловая цельность,
тематическое и композиционное
единство частей, грамматическая
связь между

предложениями
Основные признаки текста: законченность, смысловая цельность,тематическое и композиционное единство частей, грамматическаясвязь между предложениями

Слайд 6 Описание
Словесное изображение предметов и явлений окружающего мира путем

перечисления признаков, характерных для данного момента или присущих вообще объекту речи.
Композиция описания
Общее представление о предмете;
Отдельные признаки предмета
Авторская оценка, вывод, заключение






Описание  Словесное изображение предметов и явлений окружающего мира путем перечисления признаков, характерных для данного момента

Слайд 7 Рассуждение
Объяснение, доказательство или опровержение какого-либо явления, факта, понятия.
Композиция рассуждения
Тезис (мысль,

требующая доказательства)
Доказательство или опровержение (аргументы, сопровождаемые примерами)
Вывод (заключение)



Рассуждение Объяснение, доказательство или опровержение какого-либо явления, факта, понятия.Композиция рассужденияТезис (мысль, требующая доказательства)Доказательство или опровержение (аргументы,

Слайд 8 Повествование
Изображение событий в их временной последовательности.
Композиция повествования
Начало события (завязка)
Развитие события
Момент

наивысшего напряжения (кульминация)
Конец события (развязка)


Повествование Изображение событий в их временной последовательности.Композиция повествованияНачало события (завязка)Развитие событияМомент наивысшего напряжения (кульминация)Конец события (развязка)

Слайд 9
1. О каком типе речи идет речь?

Он словно прокручивает

кинопленку памяти. Человек видит мир в развитии, во времени.…
перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности…

(повествование)

1. О каком типе речи идет речь?Он словно прокручивает кинопленку памяти. Человек видит мир в

Слайд 10
№10
2. О каком типе идет речь?

Для этого

типа речи характерно составление фактов, развитие мысли, приводящее к определенным выводам…
условно можно выделить три этапа: тезис, доказательство или аргументы, вывод.
(рассуждение)


№10   2. О каком типе идет речь? Для этого типа речи характерно составление фактов, развитие

Слайд 11№11
1. О каком типе идет речь?

Может фиксировать,

запечатлевать
проявление окружающего мира,
сиюминутные отдельные элементы,
признаки, детали…
мы словно фотографируем объекты, причем такая «фотография» бывает «плоской» и объемной, «размытой» и очень четкой…
ее применяют при создании словесного пейзажа, портрета.
(Описание)


№11  1. О каком типе идет  речь? Может фиксировать, запечатлевать  проявление окружающего мира,

Слайд 12№12
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,


Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос. Легкий стан,
Все в Ольге…

№12Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро весела,Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила,Глаза как небо

Слайд 13
Жители начали присягать. Они подходили один за

другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов.

Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь

Слайд 14







Почему рассказчиком повести о Пугачеве А.С.Пушкин делает Гринева?
Выбор рассказчика

продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.
Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье с нову, а честь смолоду».
Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву.
И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев.
Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым.

Почему рассказчиком повести о Пугачеве А.С.Пушкин делает Гринева?Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических

Слайд 15К какому типу речи относится текст?
О чем текст?
Какова авторская позиция

текста?
Разделите текст на смысловые части: тезис, аргументы, вывод.
Сколько аргументов приведено в доказательство тезиса?
Можно ли их считать убедительными?

К какому типу речи относится текст?О чем текст? Какова авторская позиция текста?Разделите текст на смысловые части: тезис,

Слайд 16
Обычно в тексте используется несколько типов речи. Необходимо научиться

определять ведущий тип речи, по законам которого создан весь текст, и отмечать элементы других типов речи.
Часто встречаются повествование с элементами описания, повествования с элементами рассуждения, описание с элементами рассуждения, описание с элементами повествования и т.п
Обычно в тексте используется несколько типов речи. Необходимо научиться определять ведущий тип речи, по законам

Слайд 17Текст
И.С.Тургенев дважды видел

Пушкина. Первый раз в 1836 году на литературном вечере у П.А.Плетнева. «Войдя в переднюю квартиры Петра Александровича, - вспоминал Тургенев, - я столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул: «Да! Да! Хороши наши министры! Нечего сказать!» - засмеялся и вышел. Я успел разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза. Каково же было мое горе, когда я узнал потом, что этот человек был Пушкин, с которым мне до сих пор не удавалось встретиться!

Текст        И.С.Тургенев дважды видел Пушкина. Первый раз в 1836 году

Слайд 18Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих

сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему». Во второй раз Тургенев увидел Пушкина за несколько дней до его смерти в доме Энгельгарда, где давался концерт.
 «Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом, - пишет Тургенев. – помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы…»
У Тургенева были бесценные реликвии: перстень с печаткой, на котором было вырезано какое-то арабское изречение, и – Прядь волос Пушкина. Кольцо подарил Тургеневу Павел Васильевич Жуковский, сын друга Пушкина – поэта Василия Андреевича Жуковского. В 1880 году эти реликвии были представлены на Пушкинской выставке в Петербурге.
Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно

Слайд 19 Определите тему текста.
Сформулируйте основную мысль (Автор своим текстом ….

Какой тип речи является в тексте основным?
Какой тип речи является в тексте вторичным?
Познакомьтесь с планом прочитанного вами
текста. Найдите в тексте соответствующие
схеме плана типовые фрагменты.
I. Вступление
II. Основная часть
- Первая встреча. Штрихи к портрету.
- Вторая встреча. Внешность великого поэта.
III. Заключение.
Перескажите текст.

Определите тему текста. Сформулируйте основную мысль (Автор своим текстом …. Какой тип речи является в тексте

Слайд 20

Рефлексия
О чем мы говорили сегодня?
Мы приходим к выводу, что в

тексте могут использоваться сразу несколько типов речи. И один тип речи может доминировать над другими.

РефлексияО чем мы говорили сегодня?Мы приходим к выводу, что в тексте могут использоваться сразу несколько типов

Слайд 21


Благодарю за работу

Благодарю за работу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть