Слайд 1«Серебряный век» русской литературы
Слайд 2
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии
и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий».
Н.А.Бердяев
Слайд 3Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, проявившееся в
философии, искусстве, литературе.
Термин «серебряный век» впервые появился в работах философа Н.Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С.Маковский ввел его в литературный оборот.
Традиционно «серебряным веком» русской поэзии» в сравнении с «золотым» , пушкинским, принято считать конец XIX – начало XX столетия.
Слайд 5Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении
начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Слайд 6Для поэзии серебряного века характерно:
Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное»
становится главным мотивом творчества поэтов (любовь, красота, творчество, жизнь и смерть);
Лирический герой многолик (л.г. Играет множество ролей и меняет множество сценических масок);
Основной объект – сложный и противоречивый мир человеческой души.
Слайд 7Литературные направления «серебряного века»
Слайд 8Символизм
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено
преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Слайд 9
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от
взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.
Слайд 10
В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
Одилон Редон. «Глаз как шар». Уголь.
Около 1890.
Слайд 15Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Слайд 16Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы.
Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
Слайд 17Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 21Футуризм
Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление в европейском
искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.
Слайд 22
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль
прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего
Слайд 24Кубофутуризм
Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского
художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени)
Слайд 25Кубофутуризм
Э́гофутури́зм — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма.
Помимо общего
футуристического письма дляэгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.