Слайд 1Уроки коммуникации
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Слайд 2
«ЗАГОВОРИ, ЧТОБ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ»
Сократ (469 - 399 до нашей эры) - великий греческий мыслитель.
Слайд 3«Уметь говорить
– искусство,
уметь слушать – культура»
Д.С.Лихачев
Слайд 4Задачи
ЗНАТЬ:
формы речи, виды речевой деятельности,
компоненты речевых ситуаций и условия общения, речевой
этикет
2. УМЕТЬ:
определять место и роль речевой культуры в общественной сфере жизни;
осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных ситуаций, этикетных формул речи.
Слайд 5Устная речь - это речь, произносимая в процессе
говорения; основная форма
использования
естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного языка
устная форма является основной.
Важнейшей отличительной чертой устной речи
является ее неподготовленность: устная речь, как
правило, создается в ходе беседы.
С другой стороны, это может быть речь на заранее
известную тему, обдуманная в тех или иных частях.
Устная речь такого рода характерна для официального
публичного общения.
Формы речи
Слайд 6Формы устной речи
Монолог [греч.моно — один, lógos — слово, речь] –
целенаправленное сообщение с целью воздействия на людей.
Диалог [греч. dialogos —разговор между двумя лицами] – процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами.
Полилог [греч. polys – многочисленный, logos - речь] – разговор, беседа между многими лицами.
Слайд 7«Произнесенные слова – это символы умственного опыта, написанные слова – это
символы произнесенных слов»
Аристотель.
Основная функция письменной речи –
фиксация устной речи.
Основное свойство письменной речи –
способность к длительному хранению
информации.
Письменная речь
Слайд 8 Письменная речь - это речь, созданная с
помощью
(графических) знаков на бумаге, ином материале,
экране монитора.
Письменная форма речи является основной для
книжных стилей речи.
Публицистический стиль использует в равной мере
письменную и устную формы речи (периодическая
печать и телевидение).
Использование письменной формы позволяет
дольше обдумывать свою речь, редактировать
написанное.
Финикийское – греческое – славяно-кирилловское – русское письмо –
вот путь русского письма
Слайд 9
Виды речевой деятельности
Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Слайд 12Компоненты ситуации речевого общения
Участники, число говорящих (один, два, более двух.) В
соответствии с этим различают следующие жанры речи: монолог, диалог, полилог.
Обстоятельства речевого общения: контактные (личные) и дистантные (неличные, разговор на расстоянии, например, по телефону),
Официальное и неофициальное общение, подготовленное и спонтанное
Слайд 13Условия речевого общения
Наличие мотива и цели общения
Наличие предмета речи
Наличие участников общения
Наличие
у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения
Слайд 15 Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости,
принятые в том или ином обществе.
Этикет – это особый язык общества, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения и в конечном счёте – успеха общения.
Понятие этикета
Слайд 16«Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец»
(восточная поговорка).
«Вежливость – мудрость, стало быть, невежливость – глупость.
Пренебрегать вежливостью, создавая себе врагов, - озорство, все равно, что поджог дома».
А. Шопенгауэр
Слайд 17Речевой этикет – это правила речевого поведения, то есть система стереотипных,
устойчивых формул общения.
Речевой этикет отражает нравственное состояние общества.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
Речевой этикет
Слайд 22Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления
Причины коммуникативных неудач коренятся
1.в незнании
языковых, этикетных норм;
2. в различии фоновых знаний (определенный
общий запас знаний) говорящего и слушателя;
3. в разнице их социокультурных стереотипов и
психологии;
4. в наличии «внешних помех» (чуждой среде
общения, присутствии посторонних).
Слайд 24ЗАДАЧИ
Знать:
что такое текст, каковы его признаки (свойства),
виды связи предложений
в тексте, грамматические средства связи предложений в тексте.
Уметь:
определять тему и основную мысль текста,
выделять микротемы,
делить текст на абзацы,
аргументировать свою точку зрения.
Слайд 25Какова тема данного высказывания?
Определите главную мысль высказывания.
Можно ли данное высказывание назвать
текстом? Обоснуйте ваше мнение.
Есть ли сходство между данными текстами?
Что такое текст? Дайте определение.
Каковы основные признаки текста?
Какие орфограммы и пунктограммы встретились в данном тексте?
Слайд 26 Мы приходим в мир для того, чтобы
постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Дорожи красотой, береги ее.
Слайд 27 Текст (от лат. textum - ткань, связь, соединение) - это
произведение речи, состоящее из ряда предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Слайд 28Предложения в тексте между собой соединены по смыслу и грамматически. Текст
может быть устным и письменным. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым коммуникативным фоном: мы понимаем текст только тогда, когда понимаем ситуацию, о которой идет речь.
Слайд 29ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕКСТА
Связность
Цельность,
Тематическое и композиционное
единство его частей.
Слайд 30СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, представляющая
собой сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.
Слайд 31ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем
говорится, что
положено в его основу.
Можно задать вопрос: о чем говорится в
тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод, жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст? С
какой целью автор написал текст?
ПОМНИТЕ!
КАЖДЫЙ ТЕКСТ ИМЕЕТ СВОЮ ТЕМУ И ВЫРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЫСЛИ.
Слайд 32
Общая тема может распадаться на микротемы.
Микротема – часть темы, все
микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.
Слайд 33ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это название произведения или отдельных его частей.
Заглавие отражает
либо тему, либо основную мысль текста.
Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Слайд 35ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ - такой способ связи в
тексте, который предполагает повтор ключевого слова в последующих предложениях, замена его синонимом или местоимением.
Я подошел к дому. Дом представлял собой жалкое зрелище.
Вот и осень. Ее приметы видны во всем.
У Лешки была собака. Дворняжку звали Пальмой.
Слайд 36ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
Такой способ связи в тексте, при котором
несколько рядом
стоящих предложений имеют
одинаковое строение. При параллельной связи
предложения не сцепляются друг с другом, а
сопоставляются или противопоставляются.
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
И.Северянин
Слайд 37ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Однотематическая лексика
Лексический повтор
Однокоренные слова
Синонимы
Антонимы
Слайд 38ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Союзы
Местоименные слова
Частицы
Видовременная соотнесенность глагольных
форм
Вводные слова
Порядок слов в предложении
Слайд 39ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА
Зачин
Развитие
Концовка
Слайд 40ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Вокруг города по низким
пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глубокие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.
Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. Вершина сосны качнулась. Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. С тяжёлым гулом сосна ударилась о землю и замерла.
Слайд 41ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА (ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ).
1. Подготовьтесь к выразительному
чтению текста.
2. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
4. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)
5. Определите стиль текста.
6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
Слайд 427. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)?
Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов?
9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы).
10. Найдите в тексте два - три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
Слайд 43Как связаны предложения в тексте. Какими средствами сцеплены предложения в тексте.
Охарактеризуйте
лексические особенности текста.
Охарактеризуйте синтаксические особенности текста.
Проанализируйте орфографию и пунктуацию.
Сделайте указанные разборы.
Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.
Слайд 44ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить лекционный материал
Письменно выполните задания для анализа текста.