Презентация, доклад по русскому языку Технология подготовки к ЕГЭ. Задание 24.

Содержание

Дивной вязью он [народ] плёлневидимую сеть русского языка:яркого, как радуга,вслед весеннему ливню,меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью,певучего и богатого.Л.Н. Толстой

Слайд 1Технология подготовки к ЕГЭ. ЗАДАНИЕ 24.

Технология подготовки к ЕГЭ.  ЗАДАНИЕ 24.

Слайд 2Дивной вязью он [народ] плёл
невидимую сеть русского языка:
яркого, как радуга,
вслед весеннему

ливню,
меткого, как стрелы,
задушевного, как песня над колыбелью,
певучего и богатого.

Л.Н. Толстой
Дивной вязью он [народ] плёлневидимую сеть русского языка:яркого, как радуга,вслед весеннему ливню,меткого, как стрелы, задушевного, как песня

Слайд 3ЕГЭ. Задание 24:
Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические

средства, как _______ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). Такие приёмы, как_______ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _______ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д. При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как _______ (предложения 3, 20)».
Список терминов:
сравнительный оборот
эпитеты
фразеологизм
контекстные синонимы
противопоставление
парцелляция
вопросно-ответная форма изложения
ряды однородных членов
риторические восклицания
ЕГЭ.  Задание 24:Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как _______ («...неброской, неяркой, скромной...»

Слайд 4Чтобы выполнить это задание,
необходимо:
знать определение языковых средств;
уметь находить

их в тексте;
понимать их роль в тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка

Тропы

Лексические
средства

Синтаксические
средства

Приёмы

Чтобы выполнить это задание, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить их в тексте; понимать их роль

Слайд 5ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Слайд 6(от греч. tropos – образ – слова,
употребленные в переносном,
образном значении)
Тропы


(от греч. tropos – образ – слова, употребленные в переносном,образном значении)Тропы

Слайд 7Олицетворение
перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Осень взмахнула

кистью волшебной,
Легким багрянцем покрыла листву.

Ветер плачет за окном,
Ветер мечется и стонет
И невидимым крылом
Золотые листья гонит.

Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.Осень взмахнула кистью волшебной,Легким багрянцем покрыла листву.Ветер плачет

Слайд 8Эпитеты
слова, которые художественно определяют
предмет или действие
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой,

багряный.
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

Чаще всего эпитеты – это красочные определения,
выраженные прилагательными, причастиями
(погубленных берёзок
вялый лист, ещё сырой, ещё живой и клейкий), но могут
быть выражены и наречиями (льёт печально свет она)

Эпитетыслова, которые художественно определяют предмет или действиеЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный.Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной.Чаще всего

Слайд 9Сравнение
- художественное сопоставление одного предмета или явления с другим по

какому-либо признаку.

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Сравнение - художественное сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку.Темный ельник снегами, как мехом,

Слайд 10Её уста, как роза, рдеют
Сравнение = предмет сравнения +

средство сравнения + образ сравнения

Уста – предмет сравнения
Как – средство
Роза – образ сравнения

Формула сравнения

Её уста, как роза, рдеют Сравнение = предмет сравнения +

Слайд 11Уж камнем (Тв. п.) упал вниз
Средство сравнения – творительный падеж имени

существительного
Уж камнем (Тв. п.) упал внизСредство сравнения – творительный падеж имени существительного

Слайд 12Гудит трава за розовым плетнем,
Под ветром степь, как море, ходит зыбко,
И

в небесах, изнеможденных днем,
Зареяла кровавая улыбка.

Метафора

- скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Метафора

Метафора

Гудит трава за розовым плетнем,Под ветром степь, как море, ходит зыбко,И в небесах, изнеможденных днем,Зареяла кровавая улыбка.Метафора-

Слайд 13Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Метафора =
предмет сравнения

+образ сравнения

Волосы – предмет сравнения,
Сноп – образ сравнения

ФОРМУЛА МЕТАФОРЫ

Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.Метафора = предмет сравнения +образ сравнения Волосы – предмет сравнения,Сноп

Слайд 14Метонимия – сестра метафоры
Метонимия (переименование) –
перенос названия с одного предмета
на

другой на основании их смежности.

В ту белую апрельскую ночь Петербург
видел Блока последний раз

Я три тарелки съел

Все флаги в гости будут к нам

Метонимия – сестра метафорыМетонимия (переименование) – перенос названия с одного предметана другой на основании их смежности.В ту

Слайд 15Синекдоха –
это замена множественного числа
единственным; употребление названия
части

вместо целого;
частного вместо общего и наоборот.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Свободная мысль и научная дерзость
ломали
свои крылья о невежество и косность

Синекдоха –  это замена множественного числа единственным; употребление названия части вместо целого;частного вместо общего и наоборот.И

Слайд 16Гипербола
Литота
- преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность

речи.

- художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия.

Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить.

Редкая птица долетит
до середины Днепра!

ГиперболаЛитота- преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи.- художественное преуменьшение предмета с целью

Слайд 17СИНТАКСИЧЕСКИЕ
средства

СИНТАКСИЧЕСКИЕ средства

Слайд 18Лексические
средства

Лексические средства

Слайд 20 Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям

и т. п., называются эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быть положительной (одобрительной) и отрицательной (неодобрительной). 


Слова в русском языке условно можно разделить на две группы. Одни из них только называют явления действительности, никак их не оценивая, например: школа, парта, новый, сильный, сидеть, пилить, долго, много, пятый, шесть. Другие не только называют явления действительности, но и выражают отношение к ним людей: карапуз — не просто ребёнок, а маленький, полноватый ребёнок (шутливое); кляча — не просто лошадь, а плохая лошадь (пренебрежительное), колымага — не просто повозка, а тя­жёлая, громоздкая, неуклюжая повозка (ироничное и пренебрежительное); космы — не просто пряди волос, а растрёпанные, всклокоченные пряди волос (презрительное). 
Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. п., называются эмоционально окрашенными.

Слайд 21Лексика (СЛОВА)
только называют явления действительности,
например: школа, парта, новый, сильный, сидеть
не только

называют явления действительности, но и выражают отношение к ним людей: карапуз — не просто ребёнок, а маленький, полноватый ребёнок (шутливое); кляча — не просто лошадь, а плохая лошадь (пренебр.)

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. п., называются эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быть положительной (одобрительной) и отрицательной (неодобрительной). 

Лексика (СЛОВА)только называют явления действительности,например: школа, парта, новый, сильный, сидетьне только называют явления действительности, но и выражают

Слайд 22Те́рмин  — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства

и т. п.
Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
(например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).
Те́рмин  — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными

Слайд 23Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное

по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). 

Биться, как рыба об лёд
Бояться собственной тени
В зените славы
В своем уме
Вертеться на языке
Повесить нос
Развесить уши
Вокруг пальца обвести
Вставлять палки в колеса

Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее

Слайд 24ПРИЁМЫ (фигуры речи) –
это приёмы сочетания слов.


Фигуры речи
служат для

передачи
настроения или усиления эффекта
от фразы.
ПРИЁМЫ (фигуры речи) –это приёмы сочетания слов. Фигуры речи служат для передачинастроения или усиления эффектаот фразы.

Слайд 25Анафора (единоначатие) – повторение одних и тех же звуков, слов или

словосочетаний в начале стихотворных строк.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

Анафора (единоначатие) – повторение одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк.Коль любить,

Слайд 26Антитеза
- противопоставление.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.

Антитеза- противопоставление.Еще земли печален вид,А воздух уж весною дышит.

Слайд 27Противопоставление (антите́за) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в

резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

Противопоставление (антите́за) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний,

Слайд 28Вопросно-ответная форма изложения

Автор задает вопрос, а затем сам на него

отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).
Вопросно-ответная форма изложения Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде?

Слайд 29Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь

дым…

Градация

- постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов:

Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым…			Градация- постепенное, последовательное усиление или ослабление

Слайд 30Инверсия
обратный порядок слов:

- сказуемое + подлежащее,
- существительное + определение,
- дополнение или обстоятельство + слово,
к которому они относятся.

У дороги дуб зеленый
Зашумел листвой каленой.
Над землею истомленной
Дождь собрался долгожданный.

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Инверсияобратный порядок слов:           - сказуемое + подлежащее,

Слайд 31Лексический повтор –
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С.

Есенин)

это намеренное повторение одного и
того же слова или речевой конструкции

Лениво дышит полдень мглистый,
лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой лениво
тают облака

Лексический повтор – Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)это намеренное повторение одного и того

Слайд 32Оксюморон
сочетание несочетаемого,
противоположных по значению слов.
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой

царь! мой раб! родной язык!
(В. Брюсов)
Оксюморонсочетание несочетаемого, противоположных по значению слов.Мой верный друг! мой враг коварный!Мой царь! мой раб! родной язык!			(В. Брюсов)

Слайд 33Парцелляция
– цепь неполных предложений,
которые можно объединить в одно.

И снова.

Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(Автор ставит точку там, где не надо.
Делит предложение на части (порции).)

Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.

Парцелляция– цепь неполных предложений, которые можно объединить в одно. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.		(Автор ставит точку там,

Слайд 34Риторический вопрос:
Я ль не робею от синего взгляда?
Риторическое восклицание:
Кто

этого не знает!
Риторическое обращение:
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Риторический вопрос: Я ль не робею от синего взгляда?Риторическое восклицание: Кто этого не знает! Риторическое обращение: Где

Слайд 35 Синтаксический параллелизм – однородное синтаксическое построение двух и более предложений или

других фрагментов текста: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.
Синтаксический параллелизм – однородное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста:

Слайд 36Цитирование — это прямое использование текста источника.

Цитата обязательно должна быть выделена

в тексте статьи и оформлена именно как цитата (т.е. взята в кавычки).

А.П.Чехов сказал: «В человеке должно
быть все прекрасно»

Цитирование — это прямое использование текста источника. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте статьи и оформлена именно

Слайд 37Хорошие ноги рано или поздно станут
спотыкаться;
гордая спина согнётся;
волосы поседеют;
красивое

лицо покроется морщинами;
и только доброе сердце подобно солнцу,
никогда не изменяется и
будет нести теплоту!

Уильям Шекспир
Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнётся;волосы поседеют;красивое лицо покроется морщинами;и только доброе сердце

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть