Слайд 1Спор грамматики и математики
УРОК-ИГРА
Автор:
учитель русского языка Палагина Е.В.
МБОУ «Школа №60»
Рязань 2016
Слайд 2СПОР ГРАММАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
Нет ничего важнее той науки,
Что
люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи, ну разве это труд?
Нет ничего ужасней чисел скучных
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Слайд 3Спор грамматики и математики
Есть листьев
шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами – И боль, и страх, любовь и счастье.
Друг мой! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
Слайд 4 Это интересно!
На первый взгляд математика и грамматика-разные предметы,но ещё в
древности говорили:"Без грамматики не выучить математики!"
А почему так говорили?
Слайд 5ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать
цифры. Как же проходили занятия в старорусской школе? Один зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов», и все следовало выучить назубок. Учили каждую букву по ее названию.
А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь
Д – добро
Е – есть
Слайд 6ПОСЛОВИЦЫ О ГРАММАТИКЕ
«Аз да буки избавят нас от скуки»,
«Аз, буки,
веди – страшат как медведи»,
«Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».
Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки». Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.
Слайд 7Царица наук- математика
После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики.
Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».
1 2 3 4 5 6 7 8 9
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
A B Г D E S З И О
Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц. A - 10000, Б- 20000
Сотни тысяч обозначались так.
А - 100000, Б - 200000
Слайд 8Внимание! Вопрос!
Ребята, в чем же вы видите связь математики и русского
языка?
Слайд 9Загадки
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на
крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
Слайд 10Загадки
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же
вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
Слайд 11Загадки
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
Он
от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
Слайд 12Загадки
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю
Получается черта,
Называется ...
Если взял бы
я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
Слайд 13Загадки
Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
У
круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…
Слайд 28Проверим логику!
Разверните рыбку
Задание: нужно переложить 3 спички таким образом, чтобы
рыбка стала плыть в противоположную сторону.
Слайд 30Проверим логику!
Поле для игры в «Крестики-нолики»
Задание: переложить три спички так,
чтобы игровое поле превратилось в три квадрата.
Слайд 31Поле для игры в «Крестики-нолики»
Слайд 32Проверим логику!
Семь квадратов
Задание: переложите всего две спички таким образом, чтобы
получить семь квадратов.