Презентация, доклад по русскому языку Словообразование наречий

Содержание

Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой

Слайд 1Урок русского языка в 7 классе

Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского

языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края

Словообразование наречий

Урок русского языка в 7 классеАвтор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3

Слайд 2Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на

их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
(наземь, набок, дома);
наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, - со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).

Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Слайд 3Время образования наречий
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования

наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость
Пример: здесь, там, так, тогда
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена
Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку,
а также от старых форм ныне существующих имён
Пример: поделом, справа, слева.
Другие наречия более поздние по своему образованию
Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.

Время образования наречийПроцесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий

Слайд 4Лексико-морфологические разряды наречий:
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает

различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.

Лексико-морфологические разряды наречий:Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:1) наречия,

Слайд 5Способы образования наречий
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую;

сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией)
морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ:

Слайд 6Сложение разных видов:
сложение слов: еле, еле – еле-еле;
сложение с первым элементом полу-: полулежа;
сложение

с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле;сложение с первым элементом полу-: полулежа;сложение с присоединением суффикса или приставки

Слайд 7Задание 1.
 Определите способ образования наречий:
1) четырежды – …
2) засветло – …
3) назавтра – …


4) давным-давно – …
Задание 1. Определите способ образования наречий:1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …

Слайд 8Задание 1.
 Проверьте:
1) четырежды – … (суффиксальный);
2) засветло – … (приставочно-суффиксальный);
3) назавтра – … (приставочный);
4) давным-давно – … (сложение слов).

Задание 1. Проверьте:1) четырежды – … (суффиксальный);2) засветло – … (приставочно-суффиксальный);3) назавтра – … (приставочный);4) давным-давно – … (сложение слов).

Слайд 9Задание 2.
 Определите способ образования наречий:
вдали –
медленно –
мягко –
быстро-быстро –
тише –


когда-то –
Задание 2. Определите способ образования наречий:вдали –медленно –мягко –быстро-быстро – тише – когда-то –

Слайд 10Задание 2.
Проверьте:
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише

– (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).

Задание 2.Проверьте:вдали – (приставочно-суффиксальный);медленно – (суффиксальный);мягко – (суффиксальный);быстро-быстро – (сложение слов);тише – (суффиксальный);когда-то – (суффиксальный).

Слайд 11Задание 3.
Восстановите текст.
Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______

палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Задание 3.Восстановите текст.Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная

Слайд 12Задание 4.
 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите

в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел.
(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.
Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд.

Слайд 13Задание 5.
 Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
Образец записи: не + мало

– немало.
Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.Образец записи: не + мало – немало.Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно,

Слайд 14Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть