Слайд 1Урок русского языка в 7 классе
Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского
языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края
Словообразование наречий
Слайд 2Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на
их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
(наземь, набок, дома);
наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, - со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
Слайд 3Время образования наречий
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования
наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость
Пример: здесь, там, так, тогда
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена
Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку,
а также от старых форм ныне существующих имён
Пример: поделом, справа, слева.
Другие наречия более поздние по своему образованию
Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
Слайд 4Лексико-морфологические разряды наречий:
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает
различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.
Слайд 5Способы образования наречий
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую;
сухой → досуха;
— суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом
(сложение, осложненн. суффиксацией)
морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
Слайд 6Сложение разных видов:
сложение слов: еле, еле – еле-еле;
сложение с первым элементом полу-: полулежа;
сложение
с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Слайд 7Задание 1.
Определите способ образования наречий:
1) четырежды – …
2) засветло – …
3) назавтра – …
4) давным-давно – …
Слайд 8Задание 1.
Проверьте:
1) четырежды – … (суффиксальный);
2) засветло – … (приставочно-суффиксальный);
3) назавтра – … (приставочный);
4) давным-давно – … (сложение слов).
Слайд 9Задание 2.
Определите способ образования наречий:
вдали –
медленно –
мягко –
быстро-быстро –
тише –
когда-то –
Слайд 10Задание 2.
Проверьте:
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише
– (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).
Слайд 11Задание 3.
Восстановите текст.
Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______
палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Слайд 12Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите
в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел.
(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.
Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Слайд 13Задание 5.
Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
Образец записи: не + мало
– немало.
Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.