Презентация, доклад по русскому языку Русская фразеология – сокровищница языка (5 класс)

Содержание

ФРАЗЕОЛОГИЯ от греч. φράσις + («фрасис») — выражение, оборот речи ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО … греч. λογος («логос») — понятие,

Слайд 1«Русская фразеология – сокровищница языка»

«Русская фразеология – сокровищница языка»

Слайд 2ФРАЗЕОЛОГИЯ
от греч. φράσις + («фрасис») —

выражение, оборот речи

ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО …

греч. λογος («логос») — понятие, учение

ФРАЗЕОЛОГИЯ   от греч. φράσις  + («фрасис»)  — выражение, оборот речи

Слайд 3Утром я торопился в школу, нечаянно поскользнулся и сел в лужу.

Я

не приготовила домашнее задание, и когда пришла моя очередь отвечать, я села в лужу.

Утром я торопился в школу, нечаянно поскользнулся и сел в лужу.Я не приготовила домашнее задание, и когда

Слайд 4Фразеологизм – это … выражение, которое … приравнивается к отдельному …

или целому … .
Фразеологизм – это … выражение, которое … приравнивается к отдельному … или целому … .

Слайд 10ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА

ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА

Слайд 11ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ

ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ

Слайд 12ЗАКОНЧИТЕ СТИШОК ПОДХОДЯЩИМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ:
А наврал с три короба
Глаза разбегаются
В умелых

руках вся работа горит
Ну, ни пуха ни пера!
Только носом клюет



ЗАКОНЧИТЕ СТИШОК ПОДХОДЯЩИМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ: А наврал с три коробаГлаза разбегаютсяВ умелых руках вся работа горит Ну, ни

Слайд 13Владимир Иванович Даль (1801-1872)

Владимир Иванович Даль (1801-1872)

Слайд 14Морис Ильич Михельсон (1825-1903) — российский педагог, фольклорист, собиратель и толкователь

русской фразеологии, писатель, энциклопедист, автор нескольких учебников, государственный деятель. М.И. Михельсон – автор-составитель "Приготовительного курса русского языка" (1856), "Практического руководства для переводов с французского языка на русский и обратно для старших классов средних учебных заведений" (1865). Основной его труд – обширное и ценное собрание типичных выражений на семи языках "Ходячие и меткие слова".

Кем был Морис Ильич Михельсон?
Автором каких учебных пособий был Михельсон?
Назовите основной его труд.
Как вы понимаете смысл слов «ходячие» и «меткие»?


Морис Ильич Михельсон (1825-1903) — российский педагог, фольклорист, собиратель и толкователь русской фразеологии, писатель, энциклопедист, автор нескольких

Слайд 16В каком году был издан сборник?

Где был издан?

В чьей типографии?

В каком году был издан сборник?Где был издан?В чьей типографии?

Слайд 17ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА
Есть из чего сердиться! Дело выеденного яйца не стоит,

а я стану из-за него сердиться (Н.В. Гоголь, «Мертвые души»).

Вы грубы … так что порядочный человек от вас за тридевять земель бежать готов. (Ф.М. Достоевский, «Село Степанчиково»)

ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМАЕсть из чего сердиться! Дело выеденного яйца не стоит, а я стану из-за него сердиться

Слайд 18 Старик-Крестьянин с Батраком

Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу. (И.А. Крылов, «Крестьянин и Работник»)


Он покраснел до последней глупости … начал … пятиться к дверям … Весь вид его выражал желание провалиться сквозь землю.
(Ф.М. Достоевский, «Скверный анекдот»)

Старик-Крестьянин с Батраком     Шел, под-вечер, леском

Слайд 19Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах?



И … целы, и … сыты.


Носом … ловить.
… носа не подточит.
… (черная) пробежала (между ними).
… скребут (на сердце).

Волки,
кошки,
кошка,
комар,
овцы,
окуни

Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах?И … целы, и … сыты. Носом … ловить. … носа не

Слайд 29Я работал засучив рукава и доволен результатом.
Я работал на уроке хорошо,

но мог бы работать лучше.
Я работал спустя рукава и не доволен результатом своей работы.

Я работал засучив рукава и доволен результатом.Я работал на уроке хорошо, но мог бы работать лучше.Я работал

Слайд 30 Для подготовки заданий были использованы следующие ресурсы Президентской

библиотеки им. Б.Н. Ельцина:
Михельсон, Морис Ильич (1825-1903). Ходячие и меткие слова: Сборник русских и иностр. цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). - 2-е изд., пересмотр. и значит. пополненное. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1896. - [2], X, 598 с.; 26. В 1-м изд. загл.: "Меткие и ходячие слова". (http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=115892)
Образовательный фильм "Слово - Смысл. Культура = Cultura". Часть 1-2. "Фразеологизмы" : [видеофильм] / Детская студия мультимедиа "М-Art" Центра ТР и ГО "На Васильевском" при поддержке Президентской библиотеки; идея проекта "Живые фразеологизмы": Е.В. Смолина; производство и режиссер: О. А. Костюченко; режиссер по озвучению: Т.И. Дьяконова; звукообработка: Лариса Арсеньева. - Электронные данные (1 видеофайл: 246,7 МБ). - Санкт-Петербург, 2013 (http://www.prlib.ru/elfapps/mediaplayer/viewer.aspx?uncid=98893&fcv=BASE&lang=ru-RU)
 

Для подготовки заданий были использованы следующие ресурсы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:Михельсон, Морис Ильич

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть