Презентация, доклад по русскому языку Работа с текстом на уроках развития речи. 5-9 классы.

Типовые фрагменты текста.Описание предмета.(Каков предмет?).На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие

Слайд 1Работа с текстом на уроках развития речи.
5-9 классы.

Работа с текстом на уроках развития речи.5-9 классы.

Слайд 2Типовые фрагменты текста.
Описание предмета.(Каков предмет?).
На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем,

стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие , стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)
Типовые фрагменты текста.Описание предмета.(Каков предмет?).На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем, стоял лесной гигант. Как он был

Слайд 3Описание места. (Что находится на нём?)
... В доме его чего-нибудь вечно недоставало:

в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; [...]  
В иной комнате и вовсе не было мебели [...] Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник [...] и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид [...] хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги...(Н.В.Гоголь.)
 
Описание места. (Что находится на нём?) ... В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная

Слайд 4Описание состояния человека. (Каково ему.)
Лесные запахи набегали волнами. Подчас трудно было определить

эти запахи. В них смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба… Оно было таким глубоким и чистым, что невольно верилось, будто эти воздушные океаны тоже приносят свой запах – озона и ветра, добежавшего сюда от берегов теплых морей. Очень трудно подчас передать свои ощущения. Но, пожалуй, вернее всего можно назвать то состояние, которое испытывали все мы, чувством преклонения перед не поддающейся никаким описаниям прелестью родной стороны.(К.Г.Паустовский.)

Описание состояния человека. (Каково ему.) Лесные запахи набегали волнами. Подчас трудно было определить эти запахи. В них

Слайд 5Описание состояния среды.(Каково вокруг?)
Это цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми,

поскольку их было чрезвычайно много – синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь – и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот ромашка с белыми широкими лепестками и золотой середкой. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. А вон колокольчик качает раз в раз головкой и будто зовет: день-дзень, я здесь! Глядь, а к нему шмель в гости! (Из сочинения.www/litrasoch/ru)
Описание состояния среды.(Каково вокруг?)Это цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много –

Слайд 6Повествование. (Что делает предмет?)
Сказав это всё, Толик лёг спать. Ему предстояла

ночная вахта. На собственном корабле это сплошное удовольствие. Когда проснулся, был шторм. В рубке пусто... Толик выровнял судно, попробовал увеличить обороты, но тут заглох двигатель. Лодку развернуло. Первая же волна наполнила корабль наполовину. Толик приказал Вилнису вычёрпывать воду, а сам полез чинить мотор. (Слава Сэ.)

Повествование. (Что делает предмет?)Сказав это всё, Толик лёг спать. Ему предстояла ночная вахта. На собственном корабле это

Слайд 7Рассуждение-доказательство. (Почему?)
Наверное, многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И

не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака-это не только радость ,но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем-ведь она живое существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать…И не день, и не два-годы. Многие не выдерживают… Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз…(По Ю.Дмитриеву.)
Рассуждение-доказательство. (Почему?)Наверное, многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда

Слайд 8Рассуждение-объяснение(Что это такое?)
Химия-[ср.-лат.(al)chimia(ал)химия

превращениях.( Из толкового словаря иностранных слов.)
Рассуждение-объяснение(Что это такое?)Химия-[ср.-лат.(al)chimia(ал)химия

Слайд 9Рассуждение-размышление. (Как быть?)
Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются

озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны? (Ч.Айтматов).
 

Рассуждение-размышление. (Как быть?)Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди,

Слайд 10 Использованный материал: «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом ,5-9 классы». Авторы:В.И.Капинос,

Н.Н.Сергеева,М.С.Соловейчик, Л.Л.Новосёлова.




Изображения из Интернета.

Использованный материал: «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом ,5-9 классы». Авторы:В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева,М.С.Соловейчик, Л.Л.Новосёлова.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть