Презентация, доклад по русскому языку (подготовка к ОГЭ) 9 класс

Содержание

Программа ДПО (повышения квалификации) Лицензия № 036509 от 07.09.2015 г.Программа «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» в объёме 36 ч.

Слайд 1Организация работы по предмету «Русский язык» подготовка к ОГЭ

Организация работы по  предмету  «Русский язык» подготовка к ОГЭ

Слайд 2Программа ДПО (повышения квалификации)



Лицензия № 036509 от 07.09.2015 г.
Программа «Подготовка экспертов

для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» в объёме 36 ч.
Программа ДПО  (повышения квалификации) Лицензия № 036509 от 07.09.2015 г.Программа «Подготовка экспертов для работы в региональной

Слайд 3Дистанционная форма организации занятий
Лекции и семинар в виде вебинаров

2 тренинга по проверке заданий с развернутым
ответом
Консультационная поддержка в форуме в течение всего срока обучения
Входной контроль и итоговый практический зачет
Информационная поддержка, консультации и
самостоятельная работа организуется в системе
«Moodle»

Цыбулько Ирина Петровна– руководитель
комиссии по разработке КИМ по русскому языку
Дистанционная форма  организации занятий  Лекции и семинар в виде вебинаров 2 тренинга по проверке заданий

Слайд 4Подходы к формированию и организации работы региональной предметной комиссии. Структура и

содержание КИМ ОГЭ по русскому языку. Особенности заданий с развёрнутым ответом КИМ ОГЭ по русскому языку



Требование к экспертам ПК
• наличие высшего образования
• соответствие квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах
• наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет)
• наличие документа, подтверждающего получение дополнительного
профессионального образования, включающего в себя практические
занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

Подходы к формированию и организации работы региональной предметной комиссии.  Структура и содержание КИМ ОГЭ по русскому

Слайд 5Нормативно-правовые основы проведения ГИА
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1

«Об
образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об
образовании»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
4. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования (одобрена решением Федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 № 1/15)
Нормативно-правовые  основы проведения ГИА 1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Обобразовании». 2. Федеральный закон

Слайд 6КИМЫ
Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает 9 заданий,

различающихся формой.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
КИМЫКаждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает 9 заданий, различающихся формой.Часть 1 – сжатое изложение

Слайд 7ИЗМЕНЕНИЯ: ЧАСТЬ 1
БЫЛО
Работа состоит из трёх частей.
Часть 1 – сжатое изложение

(задание 1).
Ответ на задание 1 (сжатое изложение)
части 1 работы оценивается по специально
разработанным критериям. Максимальное
количество баллов за сжатое изложение – 7.
Все три части экзаменационной работы
связаны между собой общетематической
направленностью.

СТАЛО (2020 год)
Работа состоит из трёх частей.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части
1 работы оценивается по специально
разработанным критериям. Максимальное
количество баллов за сжатое изложение – 7.
Критерии оценивания не изменились.
Текст для сжатого изложения (часть 1) по
содержанию не связан со 2-ой и 3-ей частями
работы. Изменилась жанровая специфика
текста для изложения. Экзаменуемые,
выполняя новую экзаменационную работу,
могут сжато передавать содержание текстов
различных жанров (путевые заметки, записки,
очерк, рецензия, дневник и т.д.).

ИЗМЕНЕНИЯ: ЧАСТЬ 1БЫЛОРабота состоит из трёх частей.Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).Ответ на задание 1 (сжатое

Слайд 8ИЗМЕНЕНИЯ: часть 2
БЫЛО
Часть 2 экзаменационной работы
предполагает выполнение экзаменуемым
различных видов анализа языкового

материала.
13 заданий (задания 2–14) с кратким
ответом.
Все задания выполняются на одном тексте.
За верное выполнение каждого задания
части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 13.

СТАЛО (2020 год)
Часть 2 экзаменационной работы предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала.
7 заданий (задания 2–8) с кратким ответом.
На материале текста выполняются 3 задания (задания 6 – 8).
Задания 6–8 проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя, характеристика героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
4 задания (задания 2–5) не связаны с текстом и проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ на отдельном языковом материале.
За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 7

ИЗМЕНЕНИЯ: часть 2БЫЛОЧасть 2 экзаменационной работыпредполагает выполнение экзаменуемымразличных видов анализа языкового материала.13 заданий (задания 2–14) с краткимответом.Все

Слайд 92. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в

том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, – Меркурий, Венера и Марс –похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая
основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения
текста. Запишите номера ответов.
1)появление стало (предложение 1)
2)проблема возникновения жизни (предложение 2)
3)следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Ответ: ___________________________.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы

Слайд 104. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления,


синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.

5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой,
обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени
прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся
гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени
существительного 3-его склонения после шипящего буква Ь не
пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис,
потому что оно образовано от основы имени прилагательного
при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Ответ: ___________________________.

4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите

Слайд 116. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера


ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов
становятся мирные люди.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться,
и это все хорошо понимали.
Ответ: ___________________________.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи
является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает
теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться
смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам,
и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от
залпов зенитных орудий.
Ответ: ___________________________.
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16).
Выпишите один из этих синонимов.
Ответ: ___________________________.


6. Анализ содержания текста.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.1) События, описанные в тексте, происходили

Слайд 12ИЗМЕНЕНИЯ: часть 3
БЫЛО
Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание с развёрнутым

ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценка ответа на задание части 3 работы
осуществлялось по специально разработанным
критериям. Максимальное количество баллов за
сочинение-рассуждение (альтернативное задание)
– 9.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

СТАЛО
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9.
Критерии оценивания не изменились.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

ИЗМЕНЕНИЯ: часть 3БЫЛОЧасть 3 (альтернативное задание 15) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное

Слайд 13 Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку

по пятибалльной шкале (Проект)












Рекомендуемый минимальный балл для отбора обучающихся в профильные классы
средней школы – 26.

Отметка по
Пятибалльной «2» «3» «4» «5»
шкале 0 – 14 15 – 22 23 – 28 29 – 33
из них не менее 4 баллов за
грамотность (по критериям
ГК1–ГК4).
из них не менее 6 баллов за
грамотность (по критериям
ГК1–ГК4).



Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (Проект)

Слайд 14ИЗЛОЖЕНИЕ
• ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного

содержания прослушанного текста.
• ИК2 – критерий, оценивающий сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении.
• ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.
Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.
ИЗЛОЖЕНИЕ• ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста.• ИК2 – критерий,

Слайд 15ИЗЛОЖЕНИЕ
Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не

менее 50 слов.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ИЗЛОЖЕНИЕЭксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.1. Прослушайте текст и

Слайд 169.1


Письменный развёрнутый аргументированный ответ по предложенной цитате -толкование цитаты с опорой на прочитанный текст (сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему)

9.2
Объяснение предложенного фрагмента прочитанного текста

9.3
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

* Экзаменуемый выбирает одно из трёх предложенных заданий

СОЧИНЕНИЕ

9.1

Слайд 17Способы развёртывания текста сочинения-рассуждения:
1)от тезиса (роль которого выполняет предъявленная в речевой

задаче цитата) через аргументацию к выводу;
2)цитата – комментарий – примеры из текста, которые служат иллюстрацией тех или иных языковых явлений или закономерностей и выступают в качестве фактического материала для итогового вывода.
Выбор способа построения сочинения определяется учащимся и не является сам по себе основой для снижения или повышения оценки по этому критерию.


Недостатки в сочинениях
• Краткий пересказ содержания текста (фрагмента),
представленного для анализа.
• Расширение или сужение темы высказывания.
• Уход от предложенной темы.
• Перегруженность высказывания подробностями, не
имеющими значения для раскрытия темы.
• Бедность словаря учащихся, ошибки в выборе средств
для выражения мысли.
Способы развёртывания текста сочинения-рассуждения:1)от тезиса (роль которого выполняет предъявленная в речевой задаче цитата) через аргументацию к выводу;2)цитата

Слайд 18Критерии ГК1 – ГК4. Рекомендации по квалификации ошибок
Эксперт при проверке

должен учитывать следующее.
1. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
2. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
3. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
4. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
5. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация.
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(исправляются, но не учитываются при проверке)
• Ошибки на правила, не включённые в школьную программу или обусловленные явлениями языковой переходности;
• Выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и
словарями;
• Графические ошибки;
• Написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например: интернет / Интернет, первая мировая / Первая мировая;
• Написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения;
• Варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений.
Критерии ГК1 – ГК4. Рекомендации по квалификации ошибок Эксперт при проверке должен учитывать следующее. 1. В школе

Слайд 19Трудные моменты оценивания
Предлагаемые решения (по результатам согласования на федеральном уровне)

1.

Что считать переписанным или пересказанным текстом
(фрагментом текста)?

Только то, что переписано или пересказано без осознания учащимся; то, что неуместно и в целом не имеет коммуникативного замысла. Краткий выборочный пересказ в случае его смысловой оправданности нельзя считать переписанным или пересказанным текстом.

2. Если экзаменуемый исключил из микротемы изложения главную информацию.
Снижение балла по ИК1.

3. Если экзаменуемый в 9.1 не привёл рассуждение на теоретическом уровне, в 9.2 не дал объяснение фрагмента, в 9.3 не прокомментировал ценностное понятие.

Снижение баллов по СК1. Нельзя автоматически оценивать работу 0 баллов по СК1-СК4.

4. Можно ли выставить 2 балла по К4, если в работе допущены логические ошибки и снижен балл по К3?
Да, можно. В К4 оценивается композиционная стройность работы.
Трудные моменты оценивания Предлагаемые решения (по результатам согласования на федеральном уровне)1. Что считать переписанным или пересказанным текстом(фрагментом

Слайд 20
5. Экзаменуемый дал объяснение лингвистической цитаты, фрагмента текста или определение понятия

в конце сочинения.
Такое построение текста возможно, при отсутствии логических ошибок баллы не снижаются ни по одному критерию.
6. Что делать, если в работе 9.3 нет конкретных примеров из жизненного опыта, но есть общие рассуждения-размышления?
Засчитывать как аргументацию из жизненного опыта.
7. Как оценивать по критерию СК2 примеры с обилием фактических ошибок?
Согласно критериальной системе оценивания, снижать за одно и то же по нескольким критериям нельзя. Поэтому в данном случае по критерию ФК1 ставим 0
баллов, а по критерию СК2 – в соответствии с «силой» приведенной аргументации.
8. Что на самом деле является ошибкой в абзацном членении, а что объясняется логикой автора сочинения?
Абзац есть не что иное, как индивидуально-авторское структурирование текста. Ученик имеет полное право сделать в своем сочинении три абзаца, четыре абзаца,
шесть абзацев и т .д.
9. Как оценивать ошибки типа немотивированного вывода, наличия логических лакун?
Как полноценные логические ошибки.
10. Можно ли разграничивать в системе оценивания ошибки (учитываемые при проверке) и недочеты (не учитываемые при проверке)?
Нет
5. Экзаменуемый дал объяснение лингвистической цитаты, фрагмента текста или определение понятия в конце сочинения.Такое построение текста возможно,

Слайд 2111. Действительно ли все исключения из правил считаются негрубой ошибкой?
Нет, это

грубые ошибки.
12. Как оценивать «лишний» знак препинания?
Как пунктуационную ошибку .
13. Как оценить единичные случаи отсутствия знаков препинания в конце предложений (при условии оформления следующего слова с заглавной буквы)?

Не учитывать при выставлении баллов.
14. Можно ли считать ошибки типа «Жуль Верн», «Гарри Пот//ттер», «Брэдбэрри» фактическими ошибками?
Это негрубые орфографические ошибки.
15. Как поступить со случаями такого написания: «в тексте Веллер, Гришковец»?
Считать грамматической ошибкой.
11. Действительно ли все исключения из правил считаются негрубой ошибкой?Нет, это грубые ошибки.12. Как оценивать «лишний» знак

Слайд 22ПРИЧИНЫ ОШИБОК ЭКСПЕРТА
Смысловые
сложность вида работы,
выполняемого участниками
экзамена;
отсутствие шаблонов в
работах

участников экзамена;
неоднозначность толкования
того или иного явления в
лингвистике.

«Зрительные»
особенности работы участника экзамена;
поля наихудшей видимости «района ошибки»;
внешние помехи, которые
могут отвлечь внимание,
ослабить точность работы
эксперта (громкий разговор в
комнате).

ПРИЧИНЫ ОШИБОК ЭКСПЕРТА Смысловыесложность вида работы, выполняемого участниками экзамена;отсутствие шаблонов в работах участников экзамена;неоднозначность толкования того или

Слайд 23«Жизнь многих тысяч людей, в особенности многих тысяч учителей, делает их

невосприимчивыми ко всему, что просто и безыскусственно, что находится перед ними в открытом и естественном виде, и, наоборот,
приучает их оказывать предпочтение всему, что запутано, искусственно и недоступно их чувствам. Всем им приходится сначала потушить ослепляющий фонарь этого предпочтения, так ярко горящий, а это
немногие из них делают охотно…».
И.Г. Песталоцци
«Жизнь многих тысяч людей, в особенности многих тысяч учителей, делает их невосприимчивыми ко всему, что просто и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть