Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к собеседованию по русскому языку

Содержание

Цель: развитие умения работать с предлагаемым текстом

Слайд 1Итоговое собеседование по русскому языку
Кирей Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г.Курск
Итоговое собеседование  по русскому языкуКирей Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Средняя общеобразовательная

Слайд 2Цель: развитие умения работать с предлагаемым текстом

Цель: развитие умения работать с предлагаемым текстом

Слайд 3Структура итогового собеседования
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы

включает 4 задания:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали.
Структура итогового собеседованияИтоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания: Задание 1 – чтение

Слайд 4Признаки выразительного чтения
соблюдение пауз и логических ударений, передающих замысел автора;

соблюдение интонации вопроса, утверждения, придание голосу нужной эмоциональной окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, оптимальный темп.

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.
Выразительно прочитайте вслух текст о …..

Признаки выразительного чтениясоблюдение пауз и логических ударений, передающих замысел автора; соблюдение интонации вопроса, утверждения, придание голосу нужной

Слайд 5Задание 1 проверяет навык техники осмысленного чтения и умение понимать содержание

читаемого.
При оценивании 1 задания учитываются:
темп чтения
соответствие интонации знакам препинания текста
смысловые акценты
соблюдение орфоэпических норм
отсутствие искажений слов
выразительность
грамотность чтения
осознанность
умение видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения
Задание 1 проверяет навык техники осмысленного чтения и умение понимать содержание читаемого. При оценивании 1 задания учитываются:

Слайд 6Алгоритм подготовки к выразительному чтению
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о

чём в нём говорится.
Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
Обратите внимание на графические знаки (ударение в словах).
Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Алгоритм подготовки к выразительному чтениюВнимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о  чём в нём говорится. Определите

Слайд 7Задание 1. Чтение текста
Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском писателе

Александре Степановиче Гриневском (1880-1932).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Задание 1. Чтение текстаВыразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском писателе Александре Степановиче Гриневском (1880-1932). У Вас

Слайд 8«Я был матросом, рыбаком, грузчиком, актёром, писарем, работал на золотых приисках,

на торфяных болотах, был дровосеком, охотником, солдатом, землекопом», — так вспоминал о себе в 1928 году писатель Александр Степанович Гриневский, создатель вымышленной страны, получившей название Гринландия.
Её не отыщешь ни на одной географической карте мира, и всё-таки она знакома всем, кто читал Грина. Писатель придумал новые моря, острова, на страницах своих книг выстроил удивительные города, населил их сильными, мужественными людьми. В этой стране происходит действие многих его произведений (всего их написано более 400).
Он начинал свой литературный путь как автор рассказов, темы и сюжеты которых брал из жизни. Его переполняли впечатления, накопленные в годы странствий по стране. С особой любовью вспоминал Грин о лесорубе Илье, который днём обучал его валить лес, а вечерами заставлял рассказывать сказки. За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок и принялся сочинять их сам.

«Я был матросом, рыбаком, грузчиком, актёром, писарем, работал на золотых приисках, на торфяных болотах, был дровосеком, охотником,

Слайд 9Наверное, там, в лесу, и родился писатель Грин, создавший «Алые паруса»

— книгу, утверждающую силу любви, проникнутую любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса...
(По материалам Интернета)

Наверное, там, в лесу, и родился писатель Грин, создавший «Алые паруса» — книгу, утверждающую силу любви, проникнутую

Слайд 10 Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух

Критерии оценивания задания 1.  Чтение текста вслух

Слайд 11Типичные ошибки учеников при выполнении 1 задания
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями

– орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.

Типичные ошибки учеников при выполнении 1 заданиянеумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах,

Слайд 12 Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ – связное изложение

прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и другие.
Объём текста для чтения на экзамене составляет 150–170 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это

Слайд 13Пересказ и включённое в него высказывание должны составлять цельный текст, высказывание

может быть введено любым из способов цитирования:
прямая речь: А: «….». «…», - а.
косвенная речь: Говорил, отмечал, писал, что «…»;
вводные слова: как говорил …., «….»; по словам ….«…».
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 1 минуту. Обратим внимание, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

Пересказ и включённое в него высказывание должны составлять цельный текст, высказывание может быть введено любым из способов

Слайд 14Последовательность подготовки к пересказу
1. Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в

нём информации. Сформулируйте тему текста  (о чём говорится в тексте?) и его основную мысль  (что хотел сказать автор?).
2. Обратите внимание на ключевые слова  в текстах разных типов: глаголы, деепричастия и наречия (повествование), существительные, прилагательные и причастия (описание), слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли (рассуждение).
3. Установите количество микротем  в тексте.
4. Выделите в тексте главную  (основную) и второстепенную  (дополнительную) информацию.
5. Определите место включения в пересказ предложенного в задании высказывания.
6. Выберите способ цитирования.

Последовательность подготовки к пересказу1. Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в нём информации. Сформулируйте тему текста  (о

Слайд 15ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова

известного писателя Константина Георгиевича Паустовского:
«Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных Писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

Подумайте, где лучше использовать эти слова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

ЗАДАНИЕ 2.  ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного писателя Константина Георгиевича

Слайд 19Максимальное количество баллов за работу с текстом
(задания 1 и 2)

– 10.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.

Слайд 20 Типичные ошибки экзаменуемых при выполнении задания 2
неоправданно длинные паузы в

речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
 

Типичные ошибки экзаменуемых при выполнении задания 2неоправданно длинные паузы в речи;искажения в произношении имён собственных и

Слайд 21Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст об Андрее Дмитриевиче Сахарове (1921-1989)

— величайшем физике-теоретике, одном из создателей пер­вой советской водородной бомбы, лауреате Нобелевской премии мира за 1975 год.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.









Академик Андрей Дмитриевич Сахаров начал свой путь как создатель водородной бомбы, а закончил его как убеждённый борец за мир и права человека.

Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст об Андрее Дмитриевиче Сахарове (1921-1989) — величайшем физике-теоретике, одном из создателей

Слайд 22Известно, что в конце 1948 года А.Д. Сахаров был включён в

группу по разработке термоядерного оружия и увлечённо работал в ней. Уже через пять лет было проведено успешное испытание новой водородной бомбы. Однако результат испытаний заставил учёного серьёзно задуматься о том, к каким трагическим последствиям могут привести атомные взрывы, что будет, если эта страшная сила вдруг выйдет из-под контроля.
Вскоре появились статьи Сахарова о вредном воздействии радиоактивности на человека. По оценке учёного, каждый мегатонный взрыв приводит в будущем к 10000 жертв онкологических заболеваний. Сахаров безуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР запрета на атомные испытания, а потому вскоре вступил в острый конфликт с государственными властями по вопросам разработки оружия и необходимости запрещения его испытаний. Это противостояние имело положительный результат: в 1963 году в Москве был
Известно, что в конце 1948 года А.Д. Сахаров был включён в группу по разработке термоядерного оружия и

Слайд 23подписан договор, запрещающий испытывать ядерное оружие на земле, в воде и

воздухе.
Нобелевская премия мира заслуженно была присуждена академику в октябре 1975 года. В речи, подготовленной им для церемонии вручения, учёный призывал к «подлинному разоружению» и «истинной разрядке».
(По материалам Интернета)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Андрея Дмитриевича Сахарова:
«Я не сомневался в жизненной важности создания советского сверхоружия для нашей страны и для равновесия сил во всём мире».
Подумайте, где лучше использовать эти слова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
 

подписан договор, запрещающий испытывать ядерное оружие на земле, в воде и воздухе.Нобелевская премия мира заслуженно была присуждена

Слайд 24ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.
Выразительно прочитайте вслух текст об Александре Фёдоровиче Можайском

(1825-1890) — русском изобретателе, создателе первого самолёта.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Самолёт, способный поднять в воздух человека, — это сейчас обыденность, а 140 лет назад о конструкции воздухоплавательной машины и не думали. Первым, кто решил

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.Выразительно прочитайте вслух текст об Александре Фёдоровиче Можайском (1825-1890) — русском изобретателе, создателе первого

Слайд 25попытаться подняться в небо, стал русский изобретатель и исследователь Александр Фёдорович

Можайский. Он построил первый в мире самолёт, обогнав на целых 20 лет американских братьев Райт, которым приписывалось это изобретение.
Осенью 1876 года в Санкт-Петербурге собрались тысячи людей, желающих увидеть чудо. Можайский представил на обозрение свой небольшой летательный аппарат с собственным пружинным двигателем. Самолёт легко сдвинулся с места и взлетел!
В газете «Кронштадтский вестник» от 12 января 1877 года была опубликована статья: «Изобретатель решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но и может плавать. Скорость полёта аппарата изумительная. Он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении».
После успешного испытания первой модели Можайский в 1877 году обратился в военное министерство с предложением построить полноразмерный самолёт. Через год Александр Фёдорович приступил к проектированию аппарата в натуральную величину, а 3 ноября 1881 года он получил первый в мире патент на изобретение самолёта.

попытаться подняться в небо, стал русский изобретатель и исследователь Александр Фёдорович Можайский. Он построил первый в мире

Слайд 26ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова

Александра Фёдоровича Можайского:
«Я желал быть полезным своему Отечеству...»

Подумайте, где лучше использовать эти слова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
 

ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Александра Фёдоровича Можайского:«Я желал быть полезным

Слайд 27Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800)

вслух.
 У Вас есть 2 минуты на подготовку.
 











Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!
А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень
Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух.  У Вас есть 2 минуты

Слайд 28болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился

к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.
Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».
(171 слово)


болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя

Слайд 29Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского

военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:
 
«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
 
Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
 
У Вас есть 1 минута на подготовку.
 

Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича,

Слайд 30


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть