Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Культура речи»
Подготовила:
учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10
города Чебоксары
Слайд 2Этот удивительный русский язык
Слайд 3Культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как
говорит человек.
Слайд 4Что же такое культура речи?
Под культурой речи мы понимаем умение правильно
говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Слайд 5Задумывались ли вы над тем, что такое язык?
Язык – это наша
история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
Слайд 6
Стихотворение « Наш язык»
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком,
Ты говоришь всегда
На языке своем.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот на русском говорю
Уже 13 лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке,
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
И Менделеев дал закон,
На русском языке!
«Долой царя!» - народ сказал
На русском языке!
Слайд 7Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и
с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.
Слайд 8
Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который не ставит ударений
в словах.
Знакомьтесь: Петя мой сосед.
Ему уже 12 лет
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу… Пекёт блины…»
И до меня дошел черед
Портфель он «портфелем » зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя...
Слайд 9- Петя! – несется со двора -
Тебе домой идти пора!
Не трогай
малыша «Петя»,
Ведь ты большой, а не дитя!
«Петя» обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ребята! Кто из вас не прочь
Несчастному «Пете» помочь,
Чтобы мальчишка смог опять
Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)
Слайд 10Поставьте ударение в следующих словах:
Магазин
портфель
километр
квартал
аргумент
случай
предмет
красивее
Слайд 11Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например,
в чешском языке ударение всегда на первом слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.
Слайд 12Объясните значение следующих слов:
А'ТЛАС
АТЛА'С
И'РИС
ИРИ'С
МУКА'
МУ'КА
ХЛО'ПОК
ХЛОПО'К
О'РГАН
ОРГА'Н
ПАРИ'ТЬ
ПА'РИТЬ
ТРУ'СИТЬ
ТРУСИ'ТЬ
Слайд 13Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и
бестактное – приносит беду.
Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах.
Слайд 14У татарского просветителя, языковеда и писателя Каюма Насыри (1825-1902) есть замечательные
наставления.
• Наставление 89: О сын мой, не произноси слов, способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинять обиды.
• Наставление 67: Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже слова его – чистейшая правда. Соврёшь один только раз – а доверия на всю жизнь лишишься.
• Наставление69: О сын мой, слово – что стрела, пущенная тетива, хорошо подумай, прежде чем сказать. Сказанного не вернёшь.
Слайд 15Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у
доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова- сорняки: значит, так сказать, это самое, как его, в общем, короче…
Слайд 17Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит
им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Послушаем сочинение о весне учащегося средней школы Сережи.
Слайд 18А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка,
Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.
О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.
Слайд 19Также очень неприятное впечатление производит и то, что, разговаривая друг с
другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные.
Слайд 20Основные правила по культуре речи:
1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре
грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь.
3. Не спеши высказывать свои мысли.
Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками.
Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
Запомните эти правила и выполняйте их.
Слайд 21
Желаем вам любить свой родной
язык, учиться думать, анализировать свою речь,
учиться красиво говорить!
Спасибо за внимание!