Презентация, доклад по русскому языку по теме Лексика и фразеология

Содержание

почтальонооьгерой любимого мультфильма – почтальон Печкинот итальянского postiglioneисконно русское письмоносецооь 1. Почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам; письмоносец. 2. В России до 1917 года: почтовый служитель, сопровождавший почтовую карету.

Слайд 1Лексика. Фразеология
Урок русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и

литературы ЧСОШ № 2 Чурсина Л.Н.
Лексика. ФразеологияУрок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ № 2 Чурсина Л.Н.

Слайд 3почтальон
о
о
ь
герой любимого мультфильма –
почтальон Печкин
от итальянского postiglione
исконно русское письмоносец
о
о
ь

1. Почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам; письмоносец.
2. В России до 1917 года: почтовый служитель, сопровождавший почтовую карету.
почтальонооьгерой любимого мультфильма – почтальон Печкинот итальянского postiglioneисконно русское письмоносецооь  1. Почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам;

Слайд 4Ура! Каникулы!

Дяде Федору
Разгадай тайну да Винчи!

Ура! Каникулы!Дяде ФедоруРазгадай тайну да Винчи!

Слайд 61
2
5
4
3
6
7
8
9
нажми

125436789нажми

Слайд 7п
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
и
з
м
ы
е
к
1
ы
с
и
к
о
л
о
г
и
я
и
о
н
с
к
е
л
г
з
м
ы
о
л
о
е
н
м
о
н
и
м
ы
т
с
и
р
и
з
м
ы
н
н
и
с
и
м
ы
а
з
м
ы
х
р
а
а
т
о
н
и
м
2
3
4
5
6
3
1
2

1. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности.







































































Разгадывайте кроссворд сначала по

горизонтали, а потом по вертикали.

2. Словарный запас, лексика.

3. Новые слова.

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений.

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение.

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия.

По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


3. Наука, изучающая лексическое значение слов.


Молодцы! Кроссворд разгадан

профессионализмыек1ысикологияионскелгзмыолоенмонимытсиризмыннисимыазмыхраатоним234563121. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности. Разгадывайте кроссворд сначала по горизонтали, а потом по вертикали. 2.

Слайд 8Характеристика лексики русского языка
слова с точки зрения количества значений
слова с точки

зрения происхождения

слова с точки зрения употребления

лексика с точки зрения стилистической окраски

слова с точки зрения активного и пассивного запаса

однозначные ?

многозначные ?

исконно русские ?

заимствованные ?

общеупотребительные ?

необщеупотребительные ?

лексика активного запаса ?

лексика пассивного запаса ?

нейтральная ?

разговорная ?

книжная
?

имеющие одно значение

имеющие несколько значений

индоевропейские, общеславянские слова, восточнославянские, собственно  русские

слова, пришедшие из других языков, в том числе и из старославянского

слова, использование которых свободно, ничем не ограничено

диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечная лексика

повседневно используемые слова, значение которых понятно всем носителям языка

устаревшая (историзмы, архаизмы) и
новая (неологизмы)

общеупотребительная для всех стилей

закреплённая за одним из книжных стилей

неофициальная, экспрессивная


Характеристика лексики русского языкаслова с точки зрения количества значенийслова с точки зрения происхожденияслова с точки зрения употреблениялексика

Слайд 9Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Слайд 10Запишите антонимы группами.

Смешной, традиции, мизерный, печальный, активный, эгоист, пессимист, пассивный,

новаторство, гигантский, отсталый, альтруист, оригинальный, прогрессивный, банальный.

Смешной – печальный, традиции – новаторство, мизерный – гигантский, активный – пассивный, эгоист – альтруист, пессимист – оптимист, отсталый – прогрессивный, оригинальный – банальный.


ПРОВЕРКА

Запишите антонимы группами. Смешной, традиции, мизерный, печальный, активный, эгоист, пессимист, пассивный, новаторство, гигантский, отсталый, альтруист, оригинальный, прогрессивный,

Слайд 11Являются ли слова «стол» и «стул» антонимами?
Но человеку, который любит садиться

на столы, обычно говорят: «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». С каким явлением мы встречаемся в этом примере?

Это контекстуальные антонимы.

Составьте предложения, используя в качестве контекстуальных антонимов следующие примеры: варёное яйцо – яичница; солнечный свет – лунный свет; один год – вся жизнь.


Являются ли слова «стол» и «стул» антонимами?Но человеку, который любит садиться на столы, обычно говорят: «Вот это

Слайд 12Распределите устаревшие слова на 2 группы (архаизмы, историзмы).


Ланиты, выя, кольчуга, десница,

шуйца, пищаль, дабы, забрало, редут, челобитчик, царь, пагуба, воевода, стольник.


Архаизмы:
ланиты
выя
десница
шуйца
дабы
пагуба


Историзмы:
кольчуга
пищаль
забрало
редут
челобитчик
царь
воевода
стольник

Проверим


Распределите устаревшие слова на 2 группы (архаизмы, историзмы).Ланиты, выя, кольчуга, десница, шуйца, пищаль, дабы, забрало, редут, челобитчик,

Слайд 13С какими явлениями омонимии мы встречаемся в данных примерах?
1)И сказал им

старый гриб:
«Осторожно, будет грипп!»

2) По поверхности стекла
Капля дождика стекла.

3) Побежишь уж точно рысью,
Если встретишься ты с рысью.

4) Не болеть чтоб, братец мой,
Руки с мылом чаще мой.

омофоны

омоформы


С какими явлениями омонимии мы встречаемся в данных примерах?1)И сказал им старый гриб:«Осторожно, будет грипп!»2) По поверхности

Слайд 14Исправьте ошибку в употреблении фразеологизмов, объясните их значение

Уморил червячка,
положить

в долгий ящик,
работать спустив рукава,
мороз по коже продирает,
скрипя сердцем,
доводить до белого колена.


Заморил червячка,

отложить в долгий ящик,

работать спустя рукава,

мороз по коже подирает

скрепя сердце,

доводить до белого каления

Исправьте ошибку в употреблении фразеологизмов, объясните их значениеУморил червячка,  положить в долгий ящик, работать спустив рукава,

Слайд 15Начать тестирование ?
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

Начать тестирование ?ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

Слайд 16Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова адресат и адресант?
2) паронимы

4) антонимы

3) синонимы

1) омонимы

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова адресат и адресант?2) паронимы      4) антонимы3) синонимы1)

Слайд 172. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
1) тяжёлый

характер

4) золотое кольцо

3) горячий кофе

2) тяжёлая ноша

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

2. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?1) тяжёлый характер

Слайд 183. В каком ряду представлены синонимы?
2) высокомерие – надменность
4) комнату

заставили мебелью – меня заставили учиться

3) высокий – низкий

1) жизненный – житейский

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

3. В каком ряду представлены синонимы?2) высокомерие – надменность 4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться3)

Слайд 194. В каком ряду представлены полные омонимы?
2) ключ – ключ


4) жила – жила

3) кампания – компания

1) замок – замок

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

4. В каком ряду представлены полные омонимы?2) ключ – ключ

Слайд 205. Определите слово по значению «количество участников собрания, необходимое для признания

его правомочным».

2) кворум



4) консенсус


3) электорат

1) форум

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

5. Определите слово по значению «количество участников собрания, необходимое для признания его правомочным».2) кворум

Слайд 216. Выберите правильный вариант.
2) На этом участке значительная часть почвы каменистая.




4) Одев очки, он читал книгу.



3) Я оцениваю ваше выступление как клевету.

1) На этом участке значительная часть почвы каменная.

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

6. Выберите правильный вариант.2) На этом участке значительная часть почвы каменистая.

Слайд 227. Какой фразеологизм обозначает «препятствие на пути к достижению какой-то цели»?
1)

камень преткновения



4) строить замки на песке



3) класть под сукно

2) разделать под орех

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

7. Какой фразеологизм обозначает «препятствие на пути к достижению какой-то цели»?1) камень преткновения

Слайд 231) Информационное сообщение


4)

Мужественный и смелый человек



3) Памятный сувенир

2) Долгие и продолжительные аплодисменты

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

1) Информационное сообщение       4) Мужественный и смелый человек3) Памятный сувенир2) Долгие

Слайд 249. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?
4) Мы

дружим домами.




2) На нашей улице строились новые дома.



3) Земля – наш общий дом.

1) Не дай Бог в старости оказаться в доме престарелых.

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

9. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?4) Мы дружим домами.

Слайд 2510. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить человечный?
3) Экзаменатор

нам попался очень человеческий.


2) Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт его произведений.

4) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания.

Она подумала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

Молодец! Продолжим ?.

Ошибка! Продолжим. ?.

10. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить человечный?3) Экзаменатор нам попался очень человеческий.

Слайд 26Результат
«5» – 10 правильных ответов
«4» – 8 – 9 правильных ответов
«3»

– 5 – 7 правильных ответов


Результат«5» – 10 правильных ответов«4» – 8 – 9 правильных ответов«3» – 5 – 7 правильных ответов

Слайд 27Молодец! Тайна разгадана.
Можно возвращаться домой!
Нажми ?

Молодец! Тайна разгадана. Можно возвращаться домой!Нажми ?

Слайд 28Итоги урока

Что изучает лексикология?
Какие лексические явления вам известны?
Какие понятия, связанные

с лексикологией, вызывают наибольшее затруднение?
Для чего необходимо изучать этот раздел лингвистики?




Итоги урока Что изучает лексикология?Какие лексические явления вам известны?Какие понятия, связанные с лексикологией, вызывают наибольшее затруднение?Для чего

Слайд 29Домашнее задание
Напишите сочинение о дружбе и друзьях.
Используйте синонимы, антонимы и фразеологизмы.

Домашнее заданиеНапишите сочинение о дружбе и друзьях.Используйте синонимы, антонимы и фразеологизмы.

Слайд 30Интернет-ресурсы
http://turbodom.ru/upload/2/screenshots/7454754_1251882290.jpg - изображение 1
http://turbodom.ru/upload/2/screenshots/8939367_1251882316.jpg - изображение 2
http://jeimsfk.ucoz.ru/Matroskin_i_dydy_fedor_K.jpg - изображение 4
http://img.allsoft.ru/allsoftru/Screens/mig/2008/04/28/66683.jpg -

изображение 5
http://bakur.my1.ru/_nw/1/68547.jpg - изображение 6
http://idisk.com.ua/uploads/posts/2010-03/1243151798_3.png - изображение 7

http://img.beta.rian.ru/images/8178/89/81788953.jpg - телевизор
http://www.mobus.com/modules/news/images/articles/changing/1249035295508182_200_200.jpg - почтальон Печкин
http://eventplus.ru/images/postman.jpg - изображение почтальона 1
http://blog.igorpronin.ru/wp-content/uploads/2009/01/arhitektor2.jpg - изображение почтальона 2


Интернет-ресурсыhttp://turbodom.ru/upload/2/screenshots/7454754_1251882290.jpg - изображение 1http://turbodom.ru/upload/2/screenshots/8939367_1251882316.jpg - изображение 2http://jeimsfk.ucoz.ru/Matroskin_i_dydy_fedor_K.jpg - изображение 4http://img.allsoft.ru/allsoftru/Screens/mig/2008/04/28/66683.jpg - изображение 5http://bakur.my1.ru/_nw/1/68547.jpg - изображение 6http://idisk.com.ua/uploads/posts/2010-03/1243151798_3.png -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть