писателей, журналистов, общественных деятелей. Вот и в тексте К.И.Чуковского поднимается проблема низкого уровня духовной культуры, которая, по мнению писателя, находит своё отражение в разговорной речи некоторых кругов молодёжи.
К.И.Чуковского беспокоит не столько вульгарный жаргон «мало-помалу» внедрившийся в нашу жизнь, сколько низменный уровень «духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика». Автор текста бьёт тревогу по поводу того, что у жаргона «есть немало защитников», которые считают увлечение «новыми, небывалыми, причудливыми, экзотическими словами» данью юности, желанием под развязностью скрыть свою «своеобразную застенчивость». Признавая за оппонентами возможную их правоту, Чуковский задаётся вопросами: «Почему … защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из … слов, выражающих беспардонную грубость? Почему в нём нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества?» А всё потому, отвечает автор текста, что вульгарные слова – это «порождение вульгарных поступков и мыслей», того «душевного убожества», которое ещё Герцен называл «тупосердием».
Позиция К.И.Чуковского проста: главная «злокачественность» жаргона заключается в том, что «он не только вызван обеднением чувств», но и сам «ведёт к обеднению чувств», низкому уровню духовной культуры.
Я полностью согласна с писателем: речь человека напрямую связана с уровнем его духовной культуры, его индивидуальностью. За подтверждением своей мысли обращусь к произведениям устного народного творчества. Такие пословицы, как: «По речам узнают человека», «Не всё годится, что говорится», «С тобой разговориться, что меду напиться», - яркий пример того, что в далёкие времена, ещё до появления письменности, наши предки большое внимание уделяли языку, умению человека выразить себя через меткое слово. Например, пословица «По речам узнают человека» – прямое доказательство связи внутренней культуры говорящего с его речью.
Употребление «вульгарного жаргона», «пошлой лексики» героями художественных произведений – это одно из средств создания их образов, речевая характеристика. Речь персонажа в полной мере раскрывает его внутренний мир, уровень духовной культуры. Так, в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» примером проявления «тупосердия» является госпожа Простакова, в языке которой огромное количество бранных слов, просторечных выражений. Уже первые реплики этого персонажа показывают, что перед нами необразованная, невоспитанная, грубая, жестокая женщина.
Подводя итог своим размышлениям, вспомню слова И.С.Тургенева, который назвал наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Только от нас, носителей русского языка, от уровня нашей духовной культуры зависит его настоящее и будущее.
Что получилось: