Слайд 1Обособленные приложения
урок русского языка
в 8 классе
Презентацию подготовила
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СШ № 17» г. Архангельска
Шелкунова Екатерина Аркадьевна
первая квалификационная категория
Слайд 2Цели урока
углубить понятия об обособленных определениях и приложениях;
ознакомиться с
условиями обособления приложений;
формировать умения использовать их в речи, пункту-ационно оформлять их, объяснять условия обосо-бления, а также использования тире для выделения приложения, находить изученные конструкции в связном тексте;
включать распространенные приложения в заданную речевую ситуацию, воспитывать потребность в прак-тическом использовании языка в различных сферах деятельности
Слайд 3Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы:
Какие члены предложения называют обо-собленными?
Какие члены предложения
могут быть обособлены?
На какие группы делят предложения с обо-собленными членами?
Какими синонимическим конструкциями могут быть заменены предложения с обособленными членами?
Все ли обособленные члены могут быть заменены синонимичными конструкциями?
Слайд 4Актуализация опорных знаний
Распространите данные определения, сделайте
их обособленными, составьте с ними предложения.
Накаленный воздух.
Озаренный лес.
Показавшееся солнце.
Посаженные деревья.
Отдохнувшие путники.
Зазеленевшая роща.
Слайд 5Изучение нового материла
Обособление приложений зависит от нескольких
факторов:
От части речи, которой выражено определяемое (главное) слово;
От положения приложения относительно опре-деляемого (главного) слова – перед главным словом или после него;
От наличия дополнительных оттенков значений у приложения (обстоятельственных, поясни-тельных);
От степени распространения и способа вы-ражения приложения.
Слайд 6Изучение нового материла
Условия обособления и необособления приложений
Слайд 7Изучение нового материла
(продолжение работы)
Слайд 8Обобщение и систематизация знаний и умений
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропу-щенные буквы и знаки препинания при приложениях. Объясните все случаи обособления приложений.
1. Джон Стюарт Милль англ..чанин то (же) г..ворил (кое) что (по) этому поводу. 2. Кто (то) позн..комил меня с Андреем Деренковым вл..дельц..м маленькой б..калейной лавки. 3. Действительными х..зяевами в квартир.. Деренкова были студенты шумной сборище людей к..торые жила в (не) пр..рывной тревог.. о буду(?)щем России. 4. У нее застр..лился сын музыкант в Москв.. . 5. Человек общительный я умел живо ра(с,сс)казывать. 6. Евреиновы мать и два сына жили на нищенскую пенсию. 7. Артельный староста ядовитый стар..чишка крикнул высоким баб(?)им голосом. (По М. Горькому)
Слайд 9Обобщение и систематизация знаний и умений
Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения.
Образец: Мальчик-ученик не спеша возвращался из школы. – Мальчик, ученик третьего класса, не спеша возвращался из школы.
Летчик-испытатель пор..жал всех своим (не) превзой-де(н,нн)ым мастерством.
Полярники-зимовщики ещё не скоро вернут(?)ся на род-ную землю.
Юноша-лыжник ш..л по ещё (не) уката(н,нн)ой лыжне.
(Не) знакомец пр..близился к дедушке-сторожу.
(не) понятую мной т..орему мне об(?)яснил товарищ(?)-отличник.
Слайд 10Обобщение и систематизация знаний и умений
Из
двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочёт вы устраняете, заменяя два предложения одним.
Образец: Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.
Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения.
Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее предмету другое название.
Слайд 11Тестовые задания
1. Укажите предложение с
приложением, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены):
а) Хозяин сакли Саде был человек лет сорока.
б) Со старшей Верочкой меня связывала долгая служба.
в) Дети разных народов мы мечтою о мире живём.
г) Яркая иволга обитательница леса даёт знать о своём при-бытии звучным свистом.
2. Отметьте предложения, где необходимо обособить приложение.
а) Его знают как командира строительного отряда.
б) Лётчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыб-нулся.
в) Пришел январь месяц крепких морозов.
г) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы.
Слайд 12Тестовые задания
3. Укажите предложение, в котором
оборот с союзом как следует обособить.
а) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
б) Я люблю тебя как мать.
в) Костюм сидел как мешок.
г) Вы как инициатор должны играть главную роль.
4. Укажите предложения, в которых приложения не-обходимо обособить с помощью тире.
а) Он очень любил эту игру шахматы.
б) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенних заморозков
в) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин.
г) У него сорокалетнего агронома навертывались слёзы.
Слайд 13Подведение итогов урока
Оцените свою деятельность на уроке