Слайд 1УЗНАЙ!
Приметы:
Стоят при личных местоимениях;
Стоят после определяемого слова;
Имеет добавочное обстоятельственное значение.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 3РАЗМИНКА «ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ».
РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ЗАНЕСТИ НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ТАБЛИЦУ.
1. Мы теряем ценность дурно выраженной мысли.
2. Мелкий снег предвестник непогоды покрывает землю.
3. Покрытый мерцающим снегом сад выглядел сказочно.
4. Был зимний день ясный и морозный.
5. Язык информирует нас народ своей страны.
6. Зимняя универсиада спортивное событие года прошла в в Алматы.
7. В соревнованиях участвовали спортсмены приехавшие из пятидесяти четырех стран.
8. Язык переступая пределы устанавливает их.
Слайд 4КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ ЛИШНИМ?
№8
1
3
4
2
5
6
7
Слайд 5ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ И ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В
Слайд 6ЦЕЛИ УРОКА
Углубить знания об обособлении деепричастных оборотов, выступающих в предложении
в роли обстоятельств;
Научиться распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
Совершенствовать навыки определения границ деепричастных оборотов;
Развивать коммуникативные умения и навыки
Слайд 7ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
кластер
Слайд 8ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Обособленные обстоятельства могут быть вы-ражены:
одиночным
деепричастием: Пошумев, река успо-коилась;
деепричастным оборотом: Мужики, увидев поме-щика, сняли шапки;
сравнительным оборотом: Голова у неё острижена, как у мальчишки;
оборотом с предлогом несмотря на (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари;
существительными с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, при условии, по причине и т. п.: Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей.
Слайд 10ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ?
(независимо от места в предложении)
Распространённые обстоятельства, выраженные
д.о.
Слайд 11ТАК ЖЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОДИНОЧНЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ)!
Привстав, он громко
закричал.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рёв… (М. Лермонтов)
Кроме следующих случаев:
Так же и с д.о.
Слайд 121. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ПРИ ОДИНОЧНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ:
СТОЯ
СИДЯ
ЛЕЖА
МОЛЧА
НЕХОТЯ
ШУТЯ
НЕ ГЛЯДЯ
Слайд 132. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
Засучив рукава
Не покладая рук
Спустя рукава
Сломя голову
Очертя голову
Не солоно
хлебавши
Скрепя сердце и др.
Слайд 143.
Выражение со словами начиная с, исходя из, если они утратили
значение глагольности и выступают в роли сложных предлогов:
Строительство этого дома ведется начиная с осени.
Слайд 154.
Деепричастный оборот (и одиночное деепричастие), употребляющийся в качестве однородного члена предложения
с необособленным обстоятельством:
Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
Слайд 161. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо.
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
7. На том берегу вспыхивая и мигая мелькали огни.
8. Это упражнение выполняют стоя.
9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
Слайд 17 Мастерская корректора
Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.
1. Подъезжая к городу, начался ветер.
2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
3. Открыв окно, запахло соснами.
Слайд 18Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву
о в соответствующий квадрат, если нет – букву н.
1. Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.
2. Она слушала затаив дыхание.
3. Катер набирая скорость дал сигнал.
4. Не нужно было это делать спустя рукава.
5. Широкие круги плавно перекатываясь закачались и пошли к берегу.
6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
Жёлтый месяц опускаясь на юг замер на бледной завесе мглы.
Она сидела молча.
9. Задумчиво опустив головы люди молчали.
Слайд 19ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тестовые задания.
1. Какое из данных обстоятельств не будет обо-собляться? (знаки препинания не расставлены)
а) смотрел не сводя глаз
б) слезает рукой опершись на седло
в) взвилась рассекая темноту
г) мчится погоняя свои салазки
2. Найдите предложение с обстоятельством, не требую-щим обособления (знаки препинания не расставлены).
а) Осторожно не нарушая всеобщего покоя ночи пробираюсь к себе в палатку.
б) Его лошадка снег почуя плетётся рысью как-нибудь.
в) Вот к пальмам подходит шумя караван.
г) Старик что-то сказал не глядя.
Слайд 20ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тестовые задания
3. Укажите предложение, в котором не нужно обо-соблять одиночное деепричастие (знаки препинания не рас-ставлены)
а) Прощаясь молодые люди раскланивались
б) Сосед нехотя кивнул головой.
в) Мальчик смотрел на бабушку прищурясь.
г) Ольга Ивановна вздрогнув уронила ложку.
4. Укажите предложение, в которых есть пунктуационные ошибки в обособлении обстоятельств.
а) Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.
б) Сергей вошёл, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.
в) Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на улицу.
г) Спотыкаясь и падая, люди бежали вперед.
Слайд 21ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тестовые задания
5. Как правильно закончить предложение?
… живя в монастыре.
а) Какие мечты преследовали Мцыри…
б) Чувствуется сила Мцыри…
в) О чем мечтал Мцыри…
г) Нас поражает характер Мцыри…
Слайд 22ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
РЕФЛЕКСИЯ
Что такое обстоятельство?
В каких случаях обособляют обстоятельства,
выра-женные деепричастным оборотом?
Расскажите об обособлении обстоятельств, выра-женных одиночными деепричастиями.