Презентация, доклад по русскому языку на темуДиалектизмы

Содержание

Цель проекта: проанализировать диалектные особенности речи жителей г. Куйбышева Новосибирской областиЗадачи проекта: Изучить научную литературу по проблеме исследования.Дать определение диалектной единицы.3. Провести опрос среди учеников моего класса.4. Выявить и описать диалектные единицы в системе национального русского

Слайд 1Исследовательский проект по русскому языку
ДИАЛЕКТНЫЕ ЕДИНИЦЫ В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ Г. КУЙБЫШЕВА НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

Кожевникова Анна,
обучающаяся 9б класса
МБОУ Куйбышевского района
«СОШ №6»

Г. Куйбышев, 2019

Исследовательский проект по русскому языкуДИАЛЕКТНЫЕ 	ЕДИНИЦЫ В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ Г. КУЙБЫШЕВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Кожевникова Анна,обучающаяся 9б классаМБОУ

Слайд 2Цель проекта: проанализировать диалектные особенности речи жителей г. Куйбышева Новосибирской области
Задачи

проекта:
Изучить научную литературу по проблеме исследования.
Дать определение диалектной единицы.
3. Провести опрос среди учеников моего класса.
4. Выявить и описать диалектные единицы в системе национального русского языка.

Цель проекта: проанализировать диалектные особенности речи жителей г. Куйбышева Новосибирской областиЗадачи проекта: Изучить научную литературу по проблеме

Слайд 3Основополагающий вопрос проекта: есть ли место диалектизмам в речи современных носителей

русского языка?

Гипотеза проекта: диалектные единицы разных уровней сохраняются в нашей речи, изучая их можем лучше узнать историю нашего языка и культуры.

Основополагающий вопрос проекта: есть ли место диалектизмам в речи современных носителей русского языка? Гипотеза проекта: диалектные единицы

Слайд 4Методы исследования:
- метод сплошной выборки;
- метод контекстуального анализа;
- метод социометрического опроса;
-

метод статистической обработки данных.
Методы исследования:- метод сплошной выборки;- метод контекстуального анализа;- метод социометрического опроса;- метод статистической обработки данных.

Слайд 5 РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК






Профессиональная лексика
Возрастные жаргоны
Литературный язык
Просторечия и диалекты
Территориальные
Социальные

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫКПрофессиональная лексикаВозрастные жаргоныЛитературный языкПросторечия и диалектыТерриториальныеСоциальные

Слайд 6В ходе работы над проектом составлена система вопросов по теме исследования.
1-6

вопросы предполагали ответы «Да» - «Нет».
Опрос позволил выявить следующее

Знаете ли вы что такое диалектизмы?

2. Считаете ли вы, что употребление диалектизмов портит нашу речь?

3. Можно ли, изучая диалектизмы, узнать историю народа?

В ходе работы над проектом составлена система вопросов по теме исследования.1-6 вопросы предполагали ответы «Да» - «Нет».

Слайд 75. Нужно ли сохранять и изучать диалектизмы?
6. Хотелось ли вам узнать

о диалектизмах побольше?

4. Изучали ли вы диалектизмы в школе?

5. Нужно ли сохранять и изучать диалектизмы?6. Хотелось ли вам узнать о диалектизмах побольше?

Слайд 8Вопросы 7,8 предполагали свободные ответы.
7. Можете привести пример диалектных слов?

Участники не

смогли привести примеры диалектизмов.


8. Для чего диалектизмы используют писатели?

Ответы были следующими

Вопросы 7,8 предполагали свободные ответы.7. Можете привести пример диалектных слов?Участники не смогли привести примеры диалектизмов.8. Для чего

Слайд 9Примеры диалектных единиц
Поехали на сад.

Ты кого делаешь или Ты кого ешь?



А ты чё?

Диалектные единицы , услышанные нами в ходе работы
над темой исследования

Примеры диалектных единицПоехали на сад.Ты кого делаешь или Ты кого ешь? А ты чё?Диалектные единицы , услышанные

Слайд 10Лодку мастерить – не по Омке плыть .
Ты чё всё по

- балмански поёшь?

Ты чё базлаешь как чалдон?

Не гляди на меня, как Соцгород на Мошнянку .

У, какие колчаки!

На этой драндулетине дальше Чуклайды не уедешь.

Ой, ещё до зимы, как пешком до Камы

А мне хочь в Кульчу, хочь в Кайлы.

Гляди, кака мерихлюдина идет!

Из материалов, собранных О. Нагибиной в ходе диалектологической практики в г. Куйбышеве

Примеры диалектных единиц

Лодку мастерить – не по Омке плыть .Ты чё всё по - балмански поёшь?Ты чё базлаешь как

Слайд 11Ему что в рям, что к дому.
Горемычный (Горемыкин) колок.
Кадрили

ставит, аж вши замирают.

Отведи тучу мороком.

Из материалов, собранных А. Турнаевой в ходе диалектологической практики в с. Балман Куйбышевского района

Примеры диалектных единиц

Ему что в рям, что к дому. Горемычный (Горемыкин) колок. Кадрили ставит, аж вши замирают.Отведи тучу мороком.Из

Слайд 12Клямка – железный затвор у двери.
Задорга – деревянная палка возле печной

трубы для просушки разных вещей.
Горница – самая светлая и чистая комната.
Зачарыметь – покрыться настом, затвердеть (только о снеге).
Крутиха – маленькая извилистая речка.
Чувал – печная труба.
Вьюшка – железная или чугунная крышка, закрывающая отверстие в дымоходе для предотвращения тяги воздуха.
Заслонка – приспособление в виде железного листа с ручкой, прикрывающее устье русской печи.
Загнётка - место в русской печи, куда загребают жар.
Карапулька – приспособление для копки картофеля.
Стилец – небольшая переносная скамейка доярки.
Ждана – стельная корова и др.


Диалектные единицы , услышанные нами в ходе работы
над темой исследования

Примеры диалектных единиц

Клямка – железный затвор у двери.Задорга – деревянная палка возле печной трубы для просушки разных вещей.Горница –

Слайд 13В основу исследования легли:
Собственные наблюдения.
Архивные материалы, собранные студентами факультета филологии

КФ НГПУ .

Литература:
Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологам и этнолингвистике. -- М., 1995.
Гусаченко Л.Н., Матвеева Л.Н., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. - Новосибирск, 1995
Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. М., 1990.


В основу исследования легли: Собственные наблюдения.Архивные материалы, собранные студентами факультета филологии КФ НГПУ .Литература:Толстой Н. И. Язык

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть