Слайд 2Восемнадцатое декабря
Классная работа
Слайд 3Фразеологизмы –
это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.
Слайд 4Разминка
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду
суют, вмешиваясь не в своё дело.
Нос
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит.
Ветер
Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Язык
Слайд 5Экскурсия в город Фразеологизмов
Слайд 6Исторический музей
Большая часть фразеологизмов берёт начало
из глубины веков и отражает глубоко народный характер. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.
Слайд 7Шиворот-навыворот
В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то надел
что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда они связывались с довольно позорным наказанием.
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного пойманного боярина-вора сажали на тощую клячу спиной вперед, надевали на него одежду наизнанку, т.е. шиворот- навыворот (наоборот) и возили по городу.
Слайд 8От доски до доски
Это выражение связано с книгой. У старых книг
переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки.
Прочитать всю книгу от начала до конца — значит прочитать от доски до доски, от корки до корки
Слайд 9Скатертью дорога
В представлении россиян чище, глаже, ровнее
хорошей холщовой или тем более "камчатной" (шелковой) скатерти ничего на свете не могло быть. Дороги в старой Руси не отличались ни чистотой, ни гладкостью. Ездить по ним было истинным мучением, и лучшего пожелания, чем дороги, ровной, как скатерть, хозяин не мог сделать уезжающим гостям.
Вначале восклицание "Скатертью дорога! " и понималось как доброе пожелание. Но потом оно приобрело как раз противоположный, иронический смысл. Теперь так говорят, желая показать, что уход или отъезд человека не причинит остающимся ни малейшего огорчения. "Скатертью дорога! " равносильно словам: "Проваливай, без тебя обойдемся".
Слайд 10Бить баклуши
Согласно самой распространённой версии, выражение зародилось
во времена, когда кухонная утварь и посуда на Руси изготавливались из дерева, одним из этапов изготовления деревянных ложек являлось как раз-таки битьё баклуш, которое заключалось в раскалывании деревянных поленьев, чурбанов на баклуши, а также их обтёсывание.
Эта работа считалась простой и поэтому обычно её выполнял подмастерье или даже ребёнок. Регулярное употребление выражения породило переносный смысл. Изначально, в переносном смысле фраза означала выполнение очень простой работы, а позднее и вовсе стала означать безделье.
Существует также версия о том, что фразеологизм произошёл благодаря ночным сторожам, которые при обходе территорий стучали деревянными обрубками и колотушками. Их работа также не представляла особого труда, крестьяне и рабочий класс считали такую работу очень лёгкой, отсюда и могла пройти параллель между особенностями работы ночного охранника и бездельем.
Слайд 11Во всю Ивановскую
Связано это выражение с Московским
Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Слайд 12Ахиллесова пята
Древнегреческий миф повествует, что мать Ахилла
(Ахиллеса), морская богиня Фетида встревожилась предсказанием оракула, что ее сын погибнет под стенами Трои. Поэтому она окунула младенца Ахилла в Стикс, воды которого дают неуязвимость. Однако воды реки не коснулись пятки Ахилла, за которую Фетида его держала.
Далее, согласно «Мифам» Гигина, Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе против Трои, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахилл в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Но ей не удалось обмануть судьбу. Одиссей применил хитрую уловку, под видом торговца разложив перед девушками женские украшения и примешав к ним оружие. Неожиданно он приказал поднять боевой клич и шум, и немедленно схватившийся за оружие Ахилл был обнаружен. В результате разоблаченный Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков.
В боях под стенами Трои Ахилл сразил 72 вражеских воина. Однако, стрела, пущенная из лука Париса, сына правителя Трои Приама и направленная рукой самого Аполлона попала Ахиллу в пятку, и он погиб. До этого Ахилл имел неосторожность оскорбить Аполлона.
Слайд 13Музей анатомии
Соедините фразеологизм и значение.
Слайд 15Фразеологический зверинец
Животные всегда были рядом с людьми.
И в нашей речи накопилось немало фразеологизмов, так или иначе упоминающих разных особей. Эти фразеологизмы метко отражают характерные черты тех или иных животных.
Слайд 16… понятно
Не гони …
Денег … не клюют
Съел …
Брать … за
рога
Купить … в мешке
Слайд 17Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. «За грибами, – говорит, – сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь».
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
– Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слайд 18Оцени себя:
Без сучка, без задоринки
Не ударил в грязь лицом
Держусь на плаву
Ни
в зуб ногой