Презентация, доклад по русскому языку на тему Безударные и чередующиеся гласные в корне (10 класс)

Содержание

Цели урока- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;- обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;- развитие умения

Слайд 1Безударные и чередующиеся гласные в корне слова
Русский язык 10 класс
Учитель: Лукина

О.Н.

МБОУ СОШ п. Соколье
Безударные и чередующиеся гласные в корне словаРусский язык 10 классУчитель: Лукина О.Н.МБОУ СОШ п. Соколье

Слайд 2Цели урока
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания,

развитие умения применять теоретические знания на практике;
- обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;
- развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;
- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора;
- закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

Цели урока- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на

Слайд 3Что вы можете сказать о теме:
Я это все знаю отлично.
Я знаю

это хорошо.
Кажется, я помню не всё.
Вспоминаю с трудом.
Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете сделать задание по этой теме.
Что вы можете сказать о теме:Я это все знаю отлично.Я знаю это хорошо.Кажется, я помню не всё.Вспоминаю

Слайд 4 Распределите слова в таблице, решая орфографическую задачу.
Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение,

зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, в..новатый. опт..мизм, ед..ница, эксп..римент, обл..денение, расф..совать, пол..жение, заб..рать.

Распределите слова в таблице, решая орфографическую задачу.Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение, зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря,

Слайд 5Заполни таблицу!

Заполни таблицу!

Слайд 6Ключ для самопроверки

Ключ для самопроверки

Слайд 7Оцените свой уровень знаний по данной теме
0-1 ошибка-«5»,
2-3 ошибки-«4»,


4-5 ошибок-«3»,
более 5 ошибок- «2» .


Поставьте себе оценку под таблицей.

Оцените свой уровень знаний по данной теме 0-1 ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок-«3», более 5 ошибок- «2»

Слайд 8Безударные гласные в корне
Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя

слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтиь ( фонарем)-посвЯтить ( жизнь науке).
Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)
Безударные гласные в корнеПравописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так,

Слайд 9Расставить ударение в словах, объяснить правописание безударных гласных, подбирая проверочные слова
Вдалеке,

выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, изломать, лепнина, минёр, наварить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, удивляться, деревянный, удалиться, уплотнить, заплатить.


Расставить ударение в словах, объяснить правописание безударных гласных, подбирая проверочные слова	Вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, 	единичный, заколоть, закалить,

Слайд 10Непроверяемые безударные гласные в корне
В русском языке немало слов с непроверяемыми

гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю.
Например: вагон, ураган, экзамен

Непроверяемые безударные гласные в корнеВ русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие

Слайд 11Условия написания чередующихся гласных в корне

- ударение;
- буква, следующая за гласной;


- суффикс - а -, следующий за корнем;
- лексическое значение слова.
Условия написания чередующихся гласных в корне- ударение;- буква, следующая за гласной; - суффикс - а -, следующий

Слайд 12Используя теоретический материал учебника (стр.96-101), заполните таблицу

Используя теоретический материал учебника (стр.96-101), заполните таблицу

Слайд 13 Ударение в слове определяет написание гласных  

Ударение в слове определяет написание гласных   

Слайд 15 Согласные в корне определяют написание гласных

Согласные в корне определяют написание гласных

Слайд 16 Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях

Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях

Слайд 17Значение слова определяет написание гласных в корнях

Значение слова определяет написание гласных в корнях

Слайд 18Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную букву, объясните условия выбора орфограммы.


Выг. .ревший, несг. .раемый, соб..ру, разд..ру, расст..лю, зам..реть, р..списка, зам..рать, раст..реть, раст..рать, заж. .гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг. .рать, приг. .ревший; прир. .сти, прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, уск..рять, р..сток, р..стение, выр..с, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прил..гаемый, прик..саться, прим..рение, прик..снуться, неприк..саемый.

Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную букву, объясните условия выбора орфограммы.   Выг. .ревший, несг. .раемый,

Слайд 19Проверьте себя.
ВыгОревший, несгОраемый, собЕру, раздЕру, расстЕлю, замЕреть, замИрать, растЕреть,

растИрать, зажИгать, запИрать, отпЕреть, блИстать, раздИраю, расстИлаю, загОреть, загОрать, пригОревший; прирАсти, прирАщённый, невырОсший, прорАстающий, рОсток, рАстение, вырОс, РОстов, прилОжить, прилАгать, прилАгаемый, прикАсаться, прикОснуться, неприкАсаемый.

Все ли слова нужно было списывать? Сделайте вывод.

Проверьте себя.  ВыгОревший, несгОраемый, собЕру, раздЕру, расстЕлю, замЕреть, замИрать, растЕреть, растИрать, зажИгать, запИрать, отпЕреть, блИстать, раздИраю,

Слайд 20Составьте слово
1. Возьмите от слова «присказка» приставку.
2. Выберите среди слов то,

в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «удивлять, коснуться, задуматься, улыбаться»
3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «прыгнуть».
4.Возьмите от глагола «увиделись» суффикс прошедшего времени.
5. Добавьте окончание от слова «орфограмма».
6. Прибавьте суффикс возвратности.

Какое слово у вас получилось?

Составьте слово1. Возьмите от слова «присказка» приставку.2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся

Слайд 21Ключ к заданию
Прикоснулась



Найдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.

Ключ к заданию	ПрикоснуласьНайдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.

Слайд 22В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?
А) Р..стовщик,

предпол..жить, насл..ждение.
Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.
В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.
Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.

В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне? А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.В)

Слайд 23В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне?
А) К..нонада,

раст..ять, сл..боватый.
Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление.
В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат.
Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..

В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне? А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление.

Слайд 24Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях?
А) Прекрасный

возр..ст; пром…кнуть написанное.
Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха.
В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый.
Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.

Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях? А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное. Б) Переск…чить

Слайд 25В каком ряду буква И пишется во всех случаях?
А) бл..стать, соб..рательный,

раст..рание
Б) выч..тать, раст..реть, заж..мать
В) подп..рая, бл..стела, выт..рать
Г) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть

В каком ряду буква И пишется во всех случаях? А) бл..стать, соб..рательный, раст..раниеБ) выч..тать, раст..реть, заж..матьВ) подп..рая,

Слайд 26В каком ряду буква Е пишется во всех случаях?
А) соч..тание, соб..рётся,

заж..гаю
Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать
В) зап..реть, соч..тать, уд..рёт
Г) прот..реть, ум..реть, расст..лается

В каком ряду буква Е пишется во всех случаях? А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаюБ) заст..лил, проч..тать, подп..ратьВ) зап..реть,

Слайд 27В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание

которой зависит от лексического значения?

А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.(К.Арсеньев)

Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.(И.Гончаров)
В) Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения? А)

Слайд 28В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание

которой зависит от ударения?

А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.(И.Гончаров) Б) Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза светились радостным блеском .
В) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.(А.Пушкин)

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения? А) Сияло

Слайд 29Ключ к тестовым заданиям
1 –Б
2 – В
3 – Б
4 – А
5

– В
6 – Б
7 – В

Ключ к тестовым заданиям1 –Б2 – В3 – Б4 – А5 – В6 – Б7 – В

Слайд 30Оцените выполненное задание
«5» – 0 -1 ошибка
«4» – 2 ошибки
«3» –

3-4 ошибки
«2» – 5 и более ошибок
Оцените выполненное задание	«5» – 0 -1 ошибка	«4» – 2 ошибки	«3» – 3-4 ошибки	«2» – 5 и более

Слайд 31Подведем итоги
Сложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за

работу с тестами: наивысший балл -10 ( 5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б-«4», 7-6б-«3», 5и менее-«2».

Подведем итогиСложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за работу с тестами: наивысший балл -10

Слайд 32Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной

цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?
- Назовите гласные, которые могут чередоваться.
- Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
Как проверить безударную гласную в корне?
Что делать, если безударная гласная в корне непроверяемая?

Ответьте на вопросы:- Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?- Назовите

Слайд 33Домашнее задание
Выучить п.19-20
Упр. 100 стр. 95, упр.107 (часть 2) стр.101.

Домашнее заданиеВыучить п.19-20Упр. 100 стр. 95, упр.107 (часть 2) стр.101.

Слайд 34Гениально!






Спасибо за урок!!!

Гениально!    Спасибо за урок!!!

Слайд 35Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия
к..снулся
выр..сти
бл..стал
пишем А, т.к. далее идет согласный…
пишем И,

т.к.
есть суффикс а

пишем О, т.к.
нет суффикса а

в корне КАС\КОС пишется «А», если сеть суффикс А

в корне БЛЕСТ\БЛИСТ пишется «И», если сеть суффикс А

РАСТ\РАЩ
РОС

Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствияк..снулсявыр..стибл..сталпишем А, т.к. далее идет согласный…пишем И, т.к.есть суффикс апишем О, т.к.нет

Слайд 36Используя «ручку», установи соответствия
пишем О, т.к.
безударная
пишем О, в соответствии со значением
пишем

О, т.к далее идет согласный…

подр..внять волосы

сотв..рить

вск..чить

продолжить

СКАК\СКОЧ перед «Ч» пишется «О»

в корне ТВАР\ТВОР без ударения пишется «О»

в корне РАВН\РОВН пишется «О» в значении РОВНЫЙ

Используя «ручку», установи соответствияпишем О, т.к.безударнаяпишем О, в соответствии со значениемпишем О, т.к далее идет согласный…подр..внять волосысотв..ритьвск..читьпродолжитьСКАК\СКОЧ

Слайд 37Используя «ручку», установи соответствия
пишем А, в соответствии со значением
пишем О, в

соответствии со значением

пишем О, т.к.
безударная

вым..кнуть
под дождем

покл..ниться

пл..вец

продолжить

ПЛАВ\ПЛОВ пишется «О», если говорим о людях

в корне КЛАН\КЛОН без ударения пишется «О»

в корне МАК\МОК в значении «впитывать жидкость» буква «О»

Используя «ручку», установи соответствияпишем А, в соответствии со значениемпишем О, в соответствии со значениемпишем О, т.к.безударнаявым..кнуть под

Слайд 38Используя «ручку», установи соответствия
пишем И, т.к.
есть суффикс а
пишем Е, т.к.
нет суффикс

а

пишем Е, т.к.
исключение

заж..гать

соч..тать

расст..лить

продолжить

Во всех этих корнях пишется «А» при наличии суффикса «А». СОЧЕТАТЬ исключение

Используя «ручку», установи соответствияпишем И, т.к.есть суффикс апишем Е, т.к.нет суффикс апишем Е, т.к.исключениезаж..гатьсоч..татьрасст..литьпродолжитьВо всех этих корнях

Слайд 39Используя «ручку», установи соответствия
пишем А, т.к.
безударная
пишем А, т.к.
есть суффикс а
пишем А

в соответствии со значением

прил..гать

з..ря

ур..внение

Если выполнил задание раньше всех:

в корне РАВН\РОВН в значении «равный» буква «А»

в корне ЗАР\ЗОР в без ударения «А»

в корне ЛАГ\ЛОЖ «А» пишется при наличии суффикса «А».

Используя «ручку», установи соответствияпишем А, т.к.безударнаяпишем А, т.к.есть суффикс апишем А в соответствии со значениемприл..гатьз..ряур..внениеЕсли выполнил задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть