Слайд 1Тема 2. Проектирование педагогических технологий
Проектирование педагогических технологий.
Проектирование процесса решения педагогических задач.
Проектирование —
универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.
Анализ работ В.П. Беспалько, В.М. Жучкова, Е.С. Заир-Бека, М.М. Левиной, О.Е. Лебедева, Г.А. Монаховой, В.Е. Радионова, М.П. Сибирской показал, что педагогическое проектирование может иметь различные уровни рассмотрения: методологический, социально-методологический, психологопедагогический, собственно педагогический.
Первый из них — методологический — заключается в проектировании новых объектов, где различают два аспекта: «замысел самого объекта и проект траектории его построения»;
Второй — социально-методологический — акцентирует внимание на внешних факторах, детерминирующих образовательную среду, на их потенциальных возможностях для эффективного развертывания педагогического процесса; на создании проектов программ развития образовательных систем и процессов;
Третий уровень, образующий психолого-педагогический подход к проектированию, предполагает конструирование моделей педагогических процессов на основе механизмов усвоения знаний, восприятия и преобразования информации.
Слайд 2Принципы проектирования педагогических технологий
(предложенные В.М. Жучковым):
- принцип
системности и синергетичности проектирования педагогических технологий;
принцип специализации в зависимости от степеней свободы, задаваемой внешними
условиями; принцип объемного синтеза технологических знаний;
- принцип эволюции и модернизации технологий;
- принцип личностной ориентированности на основе проблемного, проектного методов обучения;
- принцип социальной ориентированности на развитие у обучаемых технологической, информационной, коммуникативной культуры. =>
Педагогическую деятельность необходимо рассматривать как постановку и решение профессиональных задач в педагогической системе.
Задача – специфическая система, обязательным компонентом которой является исходное состояние предмета задачи, и модель его требуемого состояния.
Предмет педагогической задачи – обучающийся (поскольку она решается только посредством руководимой преподавателем активности обучаемых, их деятельности).
=>
Проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).
Слайд 3
Структура педагогической задачи.
Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую
собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс:
цель,
педагоги,
воспитанники,
содержание,
средства,
результат.
Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач на основе структуры этапов цикла педагогического управления (в основе – психологическая структура действий педагога, или психологическую структура педагогического действия):
- задачи этапа педагогической диагностики;
- задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;
- задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);
- задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
- задачи этапа анализа выполненной работы.
Слайд 41. Задачи этапа диагностики (шесть основных групп задач):
- задачи организации
пролонгированных наблюдений за детьми, их характерами и поступками;
- задачи использования опросов (интервью, анкет) в диагностических процедурах;
- задачи изучения учебно-творческих работ обучающихся;
- задачи педагогического эксперимента;
задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики.
2. Задачи этапа задачи этапа педагогического проектирования целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей.
3. Задачи этапа прогнозирования и планирования (7 групп задач):
- задачи определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза;
-задачи прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, физического, трудового, культурного развития детей;
- задачи планирования активных методов и приемов сообщения информации;
задачи планирования практической, образовательной, гражданской, нравственной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности отдельных обучающихся, их групп и коллективов;
Слайд 5
задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества) с обучающимися;
задачи организации совместного планирования
работы с другими субъектами образовательного процесса;
- задачи итогового оформления программы предстоящей образовательной работы.
4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана (4 группы задач):
- задачи сообщения информации и убеждения обучающихся;
-задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрации определенных приемов работы;
- задачи стимулирования самопознания, самоорганизации, самоосуществления, самовоспитания;
- задачи реализации в процессе общения с обучающимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества.
5. Задачи этапа анализа результатов:
- задачи определения степени достижения поставленных целей;
- задачи установления причины недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем.
Слайд 6Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе
нужно учитывать характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-обучающимся.
Педагогическая задача – специфическая система, которая описывает:
а) исходное состояние обучающегося и системы;
б) условия, характеризующие эту систему;
в) модель требуемого действия и состояния системы.
Педагог должен осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию, представить ее как систему и перевести ее в педагогическую задачу, которая решается в условиях педагогической системы.
Таким образом, вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций, которые создаются участниками образовательного процесса специально или спонтанно.
Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется с целью перестройки сложившихся в данной системе отношений.
Анализ педагогической ситуации содержит компоненты:
1) выявление педагогической системы и ее характеристика;
2) постановка педагогической задачи на основе изучения ситуации;
3) анализ педагогических решений и практических действий воспитателя, диагностику личности воспитателя как субъекта решения педагогических задач;
4) теоретические решение педагогических задач, поставленных на основе анализа ситуации. Различают следующие виды педагогических ситуаций: ситуация-коммуникация, ситуация-разъяснение, проблемная ситуация.