Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к ОГЭ. Грамматическая основа предложения (9 класс)

Содержание

Теоретические сведения. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Слайд 1Грамматическая основа предложения.
Задание 8 .
Подготовка к ОГЭ.

Грамматическая основа предложения.Задание 8 .Подготовка к ОГЭ.

Слайд 2Теоретические сведения.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет

речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Теоретические сведения.  Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного

Слайд 3Способы выражения подлежащего.

Способы выражения подлежащего.

Слайд 4Трудности при определении подлежащего.
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить

о том, что
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
в придаточной части сложноподчиненного предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
не путайте подлежащее и обращение. Подлежащее — предмет речи, а не её адресат. Саша, отдай кольцо. (Обращение). Саша отдал кольцо. (Подлежащее).

Трудности при определении подлежащего.   Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что   подлежащее

Слайд 5Упражнение. Найти подлежащее, указать способ его выражения.
1. Упала тень.                
2. Провожающие собрались на перроне.      
 3. Восемь делится на

два.           
 4. Трое вышли на улицу.     
 5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)       
 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         
 7. Жить – Родине служить. (Пословица)           
 8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
13.Прошло около часа (Паустовский).

Упражнение.  Найти подлежащее, указать способ его выражения.1. Упала тень.                2. Провожающие собрались на перроне.       3. Восемь делится на два.            4. Трое вышли на улицу.      5. Далече грянуло «ура». (А.

Слайд 6Проверяем!
1. Упала тень.                
2. Провожающие собрались на перроне.      
 3. Восемь делится на два.           
 4. Трое вышли на улицу.     
 5. Далече грянуло «ура». (А. С.

Пушкин)       
 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         
 7. Жить – Родине служить. (Пословица)           
 8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
13.Прошло около часа (Паустовский).



Проверяем!1. Упала тень.                2. Провожающие собрались на перроне.       3. Восемь делится на два.            4. Трое вышли на улицу.      5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)        6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)          7. Жить – Родине

Слайд 7Теоретические сведения.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с

подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Типы сказуемых:
Простое глагольное сказуемое – ПГС
Составное глагольное сказуемое – СГС
Составное именное сказуемое – СИС

Теоретические сведения. Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или

Слайд 8Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Слайд 9 Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Всё

утро я ловлю рыбу (Паустовский).
Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
Я пойду позову маму (Чехов).
А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
Брат вступился было за меня (Маршак).
Ещё я долго буду петь (Есенин).
День как будто дремал (Паустовский).
А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 
Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 10 Проверяем!
Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
Во всех звуках есть что-то

вечернее (М. Горький).
Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
Я пойду позову маму (Чехов).
А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
Брат вступился было за меня (Маршак).
Ещё я долго буду петь (Есенин).
День как будто дремал (Паустовский).
А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 
Проверяем!  Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). Во всех звуках есть что-то вечернее

Слайд 11Составное глагольное сказуемое.
Значения вспомогательного глагола.

Составное глагольное сказуемое (СГС)
вспомогательный глагол выражает грамматическое

значение (время и наклонение)

инфинитив
 выражает лексическое значение

Составное глагольное сказуемое.Значения вспомогательного глагола.Составное глагольное сказуемое (СГС)вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (время и наклонение)инфинитив  выражает лексическое

Слайд 12Запомни!
Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым!

Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
1.Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал – что делать? рисовать ; я хочу – что делать? кушать.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему . Если действие инфинитива относится к другому члену предложения , то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.: 1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я). 2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, петь будет – она).

Запомни!Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было

Слайд 13Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.
1.

Он боялся идти к врачам .
2. Приходил лакей звать меня к княгине .
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде .
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде .
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле .
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь .
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи .
13. Антоненко приказал людям покинуть баржу .
Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.1. Он боялся идти к

Слайд 14Проверяем!
1. Он боялся идти к врачам .
2. Приходил лакей звать

меня к княгине .
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде .
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде .
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком .
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь .
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле .
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь .
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи .
13. Антоненко приказал людям покинуть баржу .

Проверяем! 1. Он боялся идти к врачам . 2. Приходил лакей звать меня к княгине . 3.

Слайд 15Составное именное сказуемое(СИС)
Составное именное сказуемое (СИС) 
вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме)

выражает грамматическое значение (время и наклонение);

 основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

Составное именное сказуемое(СИС) Составное именное сказуемое (СИС) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и

Слайд 16Виды глаголов-связок

Виды глаголов-связок

Слайд 17Способы выражения именной части

Способы выражения именной части

Слайд 18Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено сказуемое.
1. Последняя

дверь была закрыта.
2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.
3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.
4. С час она лежала неподвижная.
5. Муж и жена люди самые почтенные.
6. Вся рыба – ваша.
7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.
8. Уступить – позорно.
9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста.
10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
11. Как некстати было это воспоминание.
12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.
Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено сказуемое. 1. Последняя дверь была закрыта. 2.

Слайд 191. Последняя дверь была закрыта. (гл. пр.в + кр.прич)
2. Алёшка с

Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.(гл.пр.в + прил)
3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.(гл. пр.в + цельное словосоч.)
4. С час она лежала неподвижная. (гл. пр.в + прил)
5. Муж и жена люди самые почтенные.(нул. связка+ словосоч.)
6. Вся рыба – ваша.(нул.связка, притяжат. мест).
7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.(нул.связка,кр.прил).
8. Уступить – позорно.(нул. связка, кат. сост).
9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. (гл.пр.в +словосоч).
10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(нул.связка+ сущ).
11. Как некстати было это воспоминание. (гл.пр.в + наречие).
12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Проверяем!

1. Последняя дверь была закрыта. (гл. пр.в + кр.прич)2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.(гл.пр.в

Слайд 20Образец задания 8 ОГЭ.
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Потому что

у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Ответ.
Создают.
Образец задания 8 ОГЭ.  Выпишите грамматическую основу предложения 22.Потому что у нас в школе создают музей

Слайд 21 Решаем задания из ОГЭ.

Решаем задания из ОГЭ.

Слайд 22Выпишите грамматическую основу предложения .
Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное.


Ответ.


Захотелось сказать.

Выпишите грамматическую основу предложения .   Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное.Ответ. Захотелось сказать.

Слайд 23Выпишите грамматическую основу предложения .
Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. 


Ответ.


Бим стал угадывать.

Выпишите грамматическую основу предложения . Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. Ответ. Бим стал угадывать.

Слайд 24Выпишите грамматическую основу предложения .
Но до каких пор должен я терпеть его

разнузданность?

Ответ.
Я должен терпеть.

Выпишите грамматическую основу предложения . Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность?Ответ. Я должен терпеть.

Слайд 25Выпишите грамматическую основу предложения .
А с нами дружить будешь?

Ответ.
Будешь дружить.

Выпишите грамматическую основу предложения . А с нами дружить будешь?Ответ. Будешь дружить.

Слайд 26Выпишите грамматические основы предложения .

Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

Ответ.


Потушили,вытащили.

Выпишите грамматические основы предложения .   Потом, когда огонь потушили, его вытащили.Ответ. Потушили,вытащили.

Слайд 27Выпишите грамматическую основу предложения .
Ко всему ещё он оказался ябедой.


Ответ.
Он оказался

ябедой.
Выпишите грамматическую основу предложения . Ко всему ещё он оказался ябедой.Ответ. Он оказался ябедой.

Слайд 28Выпишите грамматическую основу предложения .
Всё было в порядке.

Ответ.
Все было в порядке.

Выпишите грамматическую основу предложения .Всё было в порядке.Ответ. Все было в порядке.

Слайд 29Выпишите грамматическую основу предложения .
Когда-нибудь надо уйти.


Ответ.
Надо уйти.

Выпишите грамматическую основу предложения .Когда-нибудь надо уйти.Ответ. Надо уйти.

Слайд 30Выпишите грамматическую основу предложения .
Резко похолодало.

Ответ.
Похолодало.

Выпишите грамматическую основу предложения .Резко похолодало.Ответ. Похолодало.

Слайд 31Выпишите грамматическую основу предложения .
На улице было скверно.


Ответ.
Было скверно.

Выпишите грамматическую основу предложения .На улице было скверно.Ответ. Было скверно.

Слайд 32Выпишите грамматическую основу предложения .
А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?


Ответ.


Кто поднял.

Выпишите грамматическую основу предложения .А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?Ответ. Кто поднял.

Слайд 33Выпишите грамматическую основу предложения .
Это потяжелее голода.


Ответ.
Это потяжелее.

Выпишите грамматическую основу предложения .Это потяжелее голода.Ответ. Это потяжелее.

Слайд 34Выпишите грамматическую основу предложения .
Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. 

Ответ.


Мир разделен.

Выпишите грамматическую основу предложения .Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. Ответ. Мир разделен.

Слайд 35Выпишите грамматическую основу предложения .
Скорей бы несли обед.

Ответ.
Несли бы.

Выпишите грамматическую основу предложения .Скорей бы несли обед.Ответ. Несли бы.

Слайд 36Выпишите грамматическую основу предложения .
Теперь всё было кончено! 

Ответ.
Всё было кончено.

Выпишите грамматическую основу предложения .Теперь всё было кончено! Ответ. Всё было кончено.

Слайд 37Выпишите грамматическую основу предложения .
Не нашлось ни слов, ни образов. 


Ответ.
Не нашлось.

Выпишите грамматическую основу предложения .Не нашлось ни слов, ни образов. Ответ. Не нашлось.

Слайд 38Выпишите грамматические основы предложения .
Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому

что никаких забот у вас нет.

Ответ.
Вы думаете, нет.

Выпишите грамматические основы предложения .Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет.Ответ.

Слайд 39Выпишите грамматическую основу предложения .
Как же идти, не видя пути?

Ответ.
Идти.

Выпишите грамматическую основу предложения .Как же идти, не видя пути?Ответ. Идти.

Слайд 40Выпишите грамматическую основу предложения .
Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную

рамку, повесили в моей комнате.

Ответ.
Повесили.

Выпишите грамматическую основу предложения .Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.Ответ. Повесили.

Слайд 41Выпишите грамматическую основу предложения .
А можно мне съесть это последнее зёрнышко?


Ответ.
Можно съесть.

Выпишите грамматическую основу предложения .А можно мне съесть это последнее зёрнышко?Ответ. Можно съесть.

Слайд 42Контрольная работа.

Контрольная работа.

Слайд 43Выпишите грамматическую основу предложения .
1 вариант.
Несколько минут стояла тишина. 
Прославится сразу на весь лагерь! 
Поэтому

били её всегда очень жестоко. 
Это кто же тебя так разукрасил?
Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. 

2 вариант.
Пусто было в голове. 
Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
3. Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. 
4. Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
5. Надо срочно позвонить в милицию!

Выпишите грамматическую основу предложения .1 вариант.Несколько минут стояла тишина. Прославится сразу на весь лагерь! Поэтому били её всегда очень жестоко. Это кто

Слайд 44Выпишите грамматическую основу предложения .
1 вариант.
6. По пути домой стало думаться о бабушке.
7.Эти

цветы уже сегодня будут стоять у меня дома.
8.Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
9. Никогда не вижу его летом, только зимой.
10. Такого между друзьями ещё не бывало.

2 вариант.
6. И Асе не было страшно.
7. Ёлки были меньше Серого Волка. 
8. Она была страшная плакса.
9. Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.
10. Тогда этому не придали значения. 

Выпишите грамматическую основу предложения .1 вариант.6. По пути домой стало думаться о бабушке.7.Эти цветы уже сегодня будут стоять у

Слайд 45Выпишите грамматическую основу предложения .
1 вариант.
11. Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.
12.

С пятого класса по нему сохла.
13. От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и
фантастическими романами.
14. Мне было стыдно.
15. Так они  и скрылись за углом.

2 вариант.
11. Но он ведь был твоим лучшим другом! 
12. Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
13. Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? 
14. Так оно и было на самом деле. 
15. Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. 

Выпишите грамматическую основу предложения .1 вариант.11. Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.12. С пятого класса по нему сохла.13.

Слайд 46Проверь себя!
1 вариант.
1.Тишина стояла
2.Прославится
3.Били
4.Кто разукрасил
5.Не сыщешь
6.Стало думаться
7.Цветы будут стоять
8.Бомбили
9.Не вижу
10.Не бывало
2

вариант.
1.Было пусто
2.Билось сердце
3.Привезли
4.Мальчик поплелся
5.Надо позвонить
6.Не было страшно
7.Ёлки были меньше
8.Она была плакса
9.Хочется покрутить
10.Не придали значения


Проверь себя!1 вариант.1.Тишина стояла2.Прославится3.Били4.Кто разукрасил5.Не сыщешь6.Стало думаться7.Цветы будут стоять8.Бомбили9.Не вижу10.Не бывало2 вариант.1.Было пусто2.Билось сердце3.Привезли4.Мальчик поплелся5.Надо позвонить6.Не было

Слайд 47Проверь себя!
1 вариант.
11.Леша забил бы
12.Сохла
13.Веяло
14.Было стыдно
15.Они скрылись

2 вариант.
11.Он был другом
12.Он дышал
13.Рассказывать
14.Оно

было
15.Не было

Проверь себя!1 вариант.11.Леша забил бы12.Сохла13.Веяло14.Было стыдно15.Они скрылись2 вариант.11.Он был другом12.Он дышал13.Рассказывать14.Оно было15.Не было

Слайд 48Источники.
http://licey.net/free/sskii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/701-12_podlezhaschee.html
http://fipi.ru/



Источники.http://licey.net/free/sskii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/701-12_podlezhaschee.htmlhttp://fipi.ru/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть