Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению (часть 3) для 9 класса.

Содержание

. Закончите начатые утверждения. 1. Тема текста – это то, … 2. Основная мысль текста – это то, … 3. Суть рассуждения в…

Слайд 1Часть 3 (С2.2). Сочинение-рассуждение (собственное высказывание на основе прочитанного текста)
ГИА-2015


Часть 3 (С2.2). Сочинение-рассуждение (собственное высказывание на основе прочитанного текста) ГИА-2015

Слайд 2. Закончите начатые утверждения.
1. Тема текста – это то, …
 
2. Основная

мысль текста – это то, …

3. Суть рассуждения в…
. Закончите начатые утверждения. 1. Тема текста – это то, … 2. Основная мысль текста – это то,

Слайд 3Продолжите
Композиция сочинения-рассуждения представлена так:
1.
2.
А)
Б)
3.

ПродолжитеКомпозиция сочинения-рассуждения представлена так:1.2. А) Б)3.

Слайд 4 (1)Для

местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
(5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством...
(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства.
(13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик...
(18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка.
(19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
(20) - Ребята, а Бычок-то тонет...
(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

Исходный текст

(1)Для местных мальчишек море было не курортной

Слайд 5 (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами

то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть...
(29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
(31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг:
(33) - А завтра вы здесь будете?
(34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я.
(35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно?
(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
(45) - Ладно... приходи, там посмотрим...
(46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
(47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты!
(49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра...
(По Л.Куклину)

Какие чувства испытали, прослушав текст?
(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула

Слайд 6Объясните смысл последних фраз текста:
«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял:

этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...»
Какая проблема поднята в тексте?
Объясните смысл последних фраз текста:«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так

Слайд 7Автор рассматривает проблему того, что упорство помогает достичь успехов.
В тексте

излагается проблема о силе воли.
Автор анализирует проблему о смелости и характере.
В тексте поднимается проблема целеустремленности и силы воли, что превращает слабого в сильного. 
 

Найдите проблему исходного текста, в которой нет грамматических ошибок и запишите её в тетрадь.

Автор рассматривает проблему того, что упорство помогает достичь успехов. В тексте излагается проблема о силе воли.Автор анализирует

Слайд 8Так можно начать
Смысл этой фразы я понимаю так…
Размышления героя заканчиваются словами…


По моему мнению, речь идет о том,
Я считаю, что мысль автора, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, …

Так можно начатьСмысл этой фразы я понимаю так…Размышления героя заканчиваются словами… По моему мнению, речь идет о

Слайд 9
Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно

подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.
Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».

Варианты вступления

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: 

Слайд 10Ищем доказательства
Причины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку ?
Что изменило отношение

окружающих к Бычку?
Докажем это…
В этом легко убедиться…
Это можно доказать…
Вводные слова, наречия : например, во-первых, во-вторых, поэтому…
Союзы: так как, в связи с тем что…

Ищем доказательстваПричины, вызывавшие негативное отношение местных к Бычку ?Что изменило отношение окружающих к Бычку?Докажем это…В этом легко

Слайд 11Как закончить сочинение
Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели

и вызывают уважение окружающих.
Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.
Вводные слова: таким образом, по-моему, следовательно…

Как закончить сочинениеУпорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих. Сила воли

Слайд 12




Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения задания С 2.

2 в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить следующие:
Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения задания С 2. 2 в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить

Слайд 13Какая ошибка допущена в тексте?
«Автор прав, говоря, что Бычок

«обязательно доплывёт».
У него перед глазами был пример окружающих, которые плавали хорошо (предложение 1-2). Он и сам постоянно тренировался каждый день (предложение 7). Конечно, у Бычка не сразу всё получалось (предложение 25), но он всё равно будет учиться плавать, особенно если ему помогут местные мальчишки и приезжий.
У каждого всё получится, если долго тренироваться».
Какая ошибка допущена в тексте?  «Автор прав, говоря, что Бычок «обязательно доплывёт».

Слайд 14.

1. Неумение определять
основную мысль исходного текста,
в результате чего отклонение от
ответа

на вопрос.
2. Несформированность важного
коммуникативного умения – умения
создавать собственное связное высказывание на заданную тему
на основе прочитанного текста.

С2К1

Понимание смысла
фрагмента текста

.1. Неумение определять основную мысль исходного текста,в результате чего отклонение отответа на вопрос.2. Несформированность важногокоммуникативного умения –

Слайд 15МОРЕ НЕ ЛЮБИТ СЛАБЫХ, ПОЭТОМУ ПОНЯТНО НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МЕСТНЫХ МАЛЬЧИШЕК К

«ХИЛОМУ ОЧКАРИКУ» С ЕГО «СУЕТЛИВОЙ МАНЕРОЙ ПЛАВАТЬ». ОДНАКО ВНЕШНИЙ ВИД БЫЧКА ОКАЗАЛСЯ ОБМАНЧИВЫМ: ДЕРЗОСТЬ МАЛЬЧИШКИ ПОРАЗИЛА ПОДРОСТКОВ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ 7). НО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО ЗАСТАВИЛО МЕСТНЫХ И РАССКАЗЧИКА ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К МАЛЬЧИШКЕ, – ЭТО ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЮ МЕЧТУ: БЫЧОК ЧУТЬ НЕ ПОГИБ, ОДНАКО НАМЕРЕН СНОВА ДОПЛЫТЬ ДО СКАЛЫ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ 35-40). ЭТА ОТВАГА И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ «ОЧКАРИКА» ЗАСТАВИЛА РАССКАЗЧИКА ПОВЕРИТЬ, ЧТО ХРАБРЫЙ МАЛЬЧУГАН ВЫПОЛНИТ ЗАДУМАННОЕ. СИЛА ВОЛИ БЫЧКА УБЕДИЛА ВСЕХ: ЕГО МЕЧТА ОСУЩЕСТВИТСЯ.

Какая ошибка допущена?

МОРЕ НЕ ЛЮБИТ СЛАБЫХ, ПОЭТОМУ ПОНЯТНО НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МЕСТНЫХ МАЛЬЧИШЕК К «ХИЛОМУ ОЧКАРИКУ» С ЕГО «СУЕТЛИВОЙ МАНЕРОЙ

Слайд 16


1. Полное отсутствие разделения
сочинения на абзацы.
2. Необоснованное выделение
предложения

или нескольких
предложений из состава смысловой
части.
3. Неоправданное включение предложения или нескольких
предложений в смысловую часть текста.

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы.2. Необоснованное выделение предложения или несколькихпредложений из состава смысловой части.3.

Слайд 17Найдите ошибки в построении сочинения. Редактор.
-Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчиваются

словами: «Бычок радостно подпрыгнул и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». В самом деле, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. И пусть его храбрость немного безрассудна, но она вызывает симпатию к мальчугану.
Во-первых, можно только позавидовать целеустремлённости этого героя: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Во-вторых, Бычок смел, а это свойство присуще только сильным людям (предложения 7,8).
Сила духа Бычка покорила даже местных мальчишек! Таким образом, можно убедиться в том, что упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих (103 слова).
Найдите ошибки в построении сочинения. Редактор.-Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчиваются словами: «Бычок радостно подпрыгнул и я

Слайд 18Образец сочинения

Повествование рассказчика о

«хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.
Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8).
Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38).
Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.
Образец сочинения       Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: 

Слайд 19Рефлексия. И если наш урок добавил к вашим знаниям

что-то новое, то я очень рада. Прошу и вас высказать своё мнение, закончив начатые предложения.

1.На уроке я
работал...
2.Своей работой
на уроке я...
3.Урок для меня
показался.....
4.За урок я...
5.Мое
настроение....
6.Материал урока
мне помог...
 

Рефлексия. И если наш урок добавил к вашим знаниям

Слайд 20Желаю успеха!

Желаю успеха!

Слайд 21Д.з. Дописать сочинение-рассуждение

Д.з. Дописать сочинение-рассуждение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть