Слайд 2Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула
до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган - здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки заводные.
Ноги-руки – все в движенье
Вот и снято напряженье.
Настрой на урок
Слайд 3
Мотивация к учебной деятельности
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает
- расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит. -
Всё расскажет вам ……(?)
Слайд 4
Мотивация к учебной деятельности
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает
- расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит. -
Всё расскажет вам ГЛАГОЛ!
Слайд 5СТАДИЯ ВЫЗОВА
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Слайд 6Тема урока:
«ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ»
Слайд 7На глагола обращали внимание многие писатели. Русский писатель А. Югов, например,
писал:
«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СООБЩЕНИЕ ИНТЕРЕСНЫХ СВЕДЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ
Слайд 8По подсчётам учёных, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте
употребления в речи. Чаще всего используются в речи глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
В художественной речи до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов; морфологические категории глагола (наклонения, время и др.); выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.
Слайд 9Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о глаголе, о его
значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
(чего я хочу добиться на уроке?)
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол
Узнать, каким членом предложения может быть глагол
Вспомнить морфологические признаки глагола
Расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами
Пополнить свой словарный запас
Стать грамотнее
Слайд 12Вспомним и обсудим всё, что вы знаете по этой теме
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ
ЗНАНИЙ
Слайд 15глагол -
это часть речи, которая обозначает действие предмета или лица,
отвечает на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ?
Слайд 16«Лингвистические раскопки»
Узнаем глагол по его значению
Глаголы движения
Глаголы чувств и эмоций
Глаголы речи
и мысли
Глаголы звучания
Глаголы взаимоотношений между людьми
«Отыщем» глагол в картинках
Слайд 17
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться,
Слайд 18
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться,
Слайд 19
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться,
Слайд 20
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться хихикать, мяукать, драться, восхищаться,
Слайд 21
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться,
Слайд 22
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться,
Слайд 23
Распределите глаголы по группам в зависимости
от значения:
бояться, рассказывать, бродить,
воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться,
Слайд 24
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме
(не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не)здоровится.
Работа с пословицами. «Четвёртый лишний».
Найдите лишнее предложение. Объясните, чем оно отличается от других трёх предложений.
Слайд 25НЕ с глаголами
(просмотр видеофильма)
«ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ
Слайд 26НЕ с глаголами
(просмотр видеофильма)
Работа над пословицами:
Написано пером – не вырубишь топором.
После
драки кулаками не машут.
Кто не работает, тот не есть.
Семеро одного не ждут.
Лентяю всё неможется да нездоровится.
«ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ
Слайд 27Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
НЕ
с глаголами
Слайд 28
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной
была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
Грамматическая сказка «Сила любви»
Слайд 29Физминутка
«Утренняя гимнастика»
Слайд 30Дифференцированные задания по группам
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 31Оживите картинку с помощью глаголов
Обязательное условие: употребить глаголы с частицей
НЕ
Слайд 32
ВСТАВЬ ВМЕСТО ТОЧЕК ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛЫ, ОБОЗНАЧЬ НАПИСАНИЕ НЕ С
ГЛАГОЛАМИ
КТО (НЕ)РАБОТАЕТ, ТОТ (НЕ)… .
С ЛОЖЬЮ ПРАВДА (НЕ)….
БЕЗ ТРУДА (НЕ)… И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
ЛЕНЬ ДОБРА (НЕ)… .
РАССТОЯНИЕ ДРУЖБЕ (НЕ)… .
ВРАГУ НЕ КЛАНЯЙСЯ, ДЛЯ ДРУГА ЖИЗНИ (НЕ)… .
КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ТОПОРОМ (НЕ)… .
ПЛОХО МОЖЕТСЯ, КОЛИ (НЕ)… .
КТО КОГО ОБИДИТ, ТОТ ТОГО И (НЕ)… .
Слайд 33
ПРОВЕРКА!
КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ.
С ЛОЖЬЮ ПРАВДА НЕ ДРУЖИТ.
БЕЗ ТРУДА
НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
ЛЕНЬ ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ.
РАССТОЯНИЕ ДРУЖБЕ НЕ МЕШАЕТ.
ВРАГУ НЕ КЛАНЯЙСЯ, ДЛЯ ДРУГА ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.
КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ.
ПЛОХО МОЖЕТСЯ, КОЛИ НЕЗДОРОВИТСЯ.
КТО КОГО ОБИДИТ, ТОТ ТОГО И НЕНАВИДИТ.
Слайд 34Словарная работа
Неволить - принуждать что-то сделать против желания
Недомогать - болеть
Недоумевать -
сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело
Неистовствовать - безудержно буйствовать, гневаться
Негодовать -испытывать возмущение, быть крайне недовольным
Слайд 36Урок русского языка в 5 классе
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Учитель русского языка
Солдатова Лариса
Евгеньевна
ТЕСТ
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ..............., .......... и ......... .
5. Спряжение глаголов - это:
а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам
7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью…...
8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. .
9. Глаголы………нашу речь.
Слайд 37Урок русского языка в 5 классе
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Учитель русского языка
Солдатова Лариса
Евгеньевна
1. Глагол - это САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ часть речи
2. Глагол отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
3. Глагол обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
4. У глагола есть три времени: НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ
5. Спряжение глаголов – это ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются ПО РОДАМ
7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью СУФФИКСА -Л-
8. В предложении чаще всего глагол бывает СКАЗУЕМЫМ и образует с подлежащим ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ)
9. Глаголы УКРАШАЮТ, ОБОГАЩАЮТ нашу речь
Слайд 38Глаголы делают нашу речь ... .
Без глаголов жизнь была бы
... и ... .
ИТОГИ УРОКА
ИТОГИ УРОКА
Слайд 39
Сегодня мы узнали о….
Теперь я могу….
Я научился….
Мне было трудно….
Своей работой я
Слайд 40
Были ли на уроке положительные эмоции?
Что нового узнали?
Чему научились?
Покажите свое настроение (мимика).
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 41 на выбор (разный уровень сложности):
1.Прочитать правила § 106 и §
107 и выполнить упражнения 606, 612.
2. Выполнить упр. 607 (выписать однокоренные существительные и глаголы в два столбика, письменно определить время, лицо, число глаголов) и упр. 614 (прочитать текст, ответить на вопрос в задании к упражнению; списать, подчеркнуть все глаголы, обозначить написание НЕ с глаголами)
3.Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 43
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и желаю вам
удачи. Пусть всегда у вас будет хорошее настроение!
Слайд 45Проверка домашнего задания
(упр. 607)
В мае все л_сные жители
п_ют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.
Чистыми г_лосами п_ют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скр_пят жуки и кузнеч_ки. Барабанят дятлы, св_стят флейтой иволги. Лает л_сица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
(В. Бианки)
Слайд 46Проверь себя!
В мае все лесные жители поют и
играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
(В. Бианки)
Слайд 47
Проверь себя!
поют
играют
умеет
услышишь
скрипят
барабанят
свистят
лает
кашляет
воет
ухает
жужжат
урчат
квакают
Слайд 48
Проверь себя!
поют - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
играют -
наст. вр., мн. ч., 3 лицо
умеет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо
услышишь - наст. вр., ед. ч., 2 лицо
скрипят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
барабанят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
свистят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
лает - наст. вр., ед. ч., 3 лицо
кашляет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо
воет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо
ухает - наст. вр., ед. ч., 3 лицо
жужжат - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
урчат - наст. вр., мн. ч., 3 лицо
квакают - наст. вр., мн. ч., 3 лицо