Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
(написание сочинения - рассуждения)
С.А.Сикачева,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 5
г.Пятигорска Ставропольского кр.
Слайд 2 Прочитаем внимательно задание!
Сформулируйте одну из проблем, поставленных
автором текста.
Прокомментируйте…
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Слайд 3 Композиция сочинения
1. Сформулируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
2-4. Прокомментируйте…
5. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). 6. Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
7. Заключение, вывод
Слайд 4Что такое проблема текста?
Это вопрос, поставленный автором предложенного текста!
Это вопрос, требующий
решения!
Это то, что волнует автора текста!
Это то, что мешает человеку нормально существовать в сегодняшнем мире!
Слайд 5Позиция автора по данной проблеме
Это отношение автора к проблеме.
Это то,
в чем автор убежден.
Это то, что он хотел объяснить или дать понять читателю.
Проблема текста – вопрос!
Позиция автора – ответ на поставленный вопрос!!!
Слайд 6Что такое комментарий?
1. Объяснение, толкование к какому-нибудь тексту.
2. Рассуждения, пояснительные и
критические замечания о чем-нибудь.
(Словарь С.И.Ожегова)
3. Информационный материал, анализирующий , разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни.
Слайд 7 Прочитаем внимательно задание!
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Слайд 8Композиция сочинения (2-3-4)
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Слайд 9Способы
формулирования проблемы
1. Вопрос
_______? – Это одна из проблем, поставленных автором
текста
_______? _______? _______? Над этими вопросами заставляет нас задуматься автор текста, данного нам для анализа.
2. Тезис
Автор текста, данного нам для анализа, поднимает проблему … (доброты, милосердия, сиротства, материнской любви…)
Слайд 10Способы
формулирования позиции автора
Позиция автора такова: …
Автор считает, что…
Автор стремится донести
до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Позиция автора мне понятна: он убежден в том, что…
Слайд 11Комментарий
2 абзац в сочинении
(Пример №1) Доказывая свою
мысль,
ФИО повествует нам о том, как… (Пояснение)
Этим примером писатель хочет обратить наше
внимание на…
Слайд 12Комментарий
3 абзац в сочинении
(Пример №2) Еще одним
примером, важным для понимания проблемы, могут служить слова автора (рассказчика): «______». (Пояснение) ФИО хочет донести до читателя мысль о том, что…
Слайд 13Комментарий
4 абзац в сочинении
Оба эти примера дополняют
друг друга
и дают возможность понять проблему,
которую поднимает автор текста.
Эти примеры противопоставлены друг
другу и помогают нам определить позицию
автора поставленной проблеме.
Слайд 14Выражаем свое отношение к проблеме!
Я согласен (не согласен, частично
согласен) с мнением автора. Действительно,…
И убедиться в этом можно, обратившись к
роману …
!!! Даже соглашаясь с автором, необходимо
сформулировать свою позицию еще раз, но
иными словами.
Слайд 15Аргументируем свое мнение!
Аргумент – причина, доказательство,
убеждение, довод.
(В.И.Даль)
Смысл аргументации в том, чтобы
показать важность, актуальность, ценность
высказываемых идей.
Слайд 16Типы аргументов
Логические – факты, теории, гипотезы, аксиомы, законы природы, статистические данные,
юридические документы
Иллюстративные - примеры из художественных произведений, из жизни.
Ссылки на авторитет – цитаты, мнения известных ученых, политических деятелей и т.д.
Слайд 17Работаем над заключением!
Перечитаем проблемный вопрос.
Прав ли автор, поднимая данную проблему?
О
чем меня заставил задуматься автор текста?
Какие выводы сделал я, прочитав текст данного автора?
Слайд 18Совет учителя!
Если трудно сразу сформулировать проблему предложенного текста, определи позицию автора.
Позиция автора – ответ!
Проблема текста – вопрос, ответ на который является позицией автора!
Внимательно перечитай первый и последний абзацы текста!
Посмотри на задание 22, 26. Возможно, позиция автора станет ясна!
Помни, проблем в тексте может быть несколько. Тебе необходимо выбрать ТОЛЬКО ОДНУ!