Презентация, доклад по русскому языку на тему Функционально-смысловые типы речи

Содержание

Элементы речевой ситуацииЗадание: давайте попробуем предугадать информацию о типах речиИгра «Верные – неверные утверждения»

Слайд 1Тема урока: Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение) Сравнительный анализ.

Цели:
формирование лингвистической

и коммуникативной компетенций
совершенствование навыков связной речи; воспитание любви и уважения к русскому языку
обобщение и углубление знаний о типах речи
Тема урока: Функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение) Сравнительный анализ.Цели: формирование лингвистической и коммуникативной компетенцийсовершенствование навыков связной речи;

Слайд 2Элементы речевой ситуации
Задание: давайте попробуем предугадать информацию о типах речи
Игра «Верные

– неверные утверждения»
Элементы речевой ситуацииЗадание: давайте попробуем предугадать информацию о типах речиИгра «Верные – неверные утверждения»

Слайд 3
Внимательно прочтите текст, определите, ради чего создано это высказывание:
если охарактеризовать какой-либо

предмет, сообщить о его признаках, то это описание;
если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;
если дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию, то это рассуждение.
Если вы сомневаетесь в правильности своего ответ, прибегните к приему фотографирования:
если содержание высказывания можно передать одно фотографией, то это описание;
если содержание высказывания можно передать в нескольких фотографиях, то это повествование;
если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях, то это рассуждение.

Лингвистическая работа
Работа с памяткой
«Как определить тип речи»

Внимательно прочтите текст, определите, ради чего создано это высказывание:если охарактеризовать какой-либо предмет, сообщить о его признаках, то

Слайд 4
Алгоритм определения типов речи

Алгоритм определения типов речи

Слайд 6Работа в группах




Письменные задания по картине Айвазовского «Девятый вал»:


1 группа
составьте

небольшой текст, отражающий состояние героев картины.
объясните выбор типа речи.
прокомментируйте синтаксические, морфологические, орфографические, пунктуационные особенности текста.
какие выразительные средства использовались?

2 группа
составьте небольшой текст, отражающий состояние природы картины.
объясните выбор типа речи.
прокомментируйте синтаксические, морфологические, орфографические, пунктуационные особенности текста.
какие выразительные средства использовались?
Работа в группахПисьменные задания по картине Айвазовского «Девятый вал»:1 группа составьте небольшой текст, отражающий состояние героев картины.объясните

Слайд 7Таблица «Типы речи»

Таблица «Типы речи»

Слайд 8Описание
Описание – один из основных типов речи. При помощи него

создаются зримые картины. Оно может быть статическим и динамическим.
Статическое описание изображает относительно неподвижную картину (описание местности, портрета, интерьера). В этом типе описания преобладают такие части речи, как существительные, прилагательные, причастия.
Динамическое описание служит для изображения одновременно происходящих действий, которые складываются в подвижную картину (описание состояния человека, состояния природы). В этом типе речи много глаголов несовершенного вида.
Описание Описание – один из основных типов речи. При помощи него создаются зримые картины. Оно может быть

Слайд 9Признаки повествования
Повествование как тип речи характеризуется следующими признаками:
отличительной функцией повествования является

изложение последовательно происходящих действий или событий;
в этом типе речи много глагольных частей речи: глаголов, деепричастий;
как правило, в этом типе речи употребляются глаголы-сказуемые совершенного вида;
при таких глаголах-сказуемых можно по смыслу поставить наречия времени с фазовым значением.

Признаки повествованияПовествование как тип речи характеризуется следующими признаками:отличительной функцией повествования является изложение последовательно происходящих действий или событий;в

Слайд 10Композиция рассуждения как типа речи

Композиция  рассуждения как типа речи

Слайд 11 Работа у интерактивной доски

определить тезис, аргументы, вывод текста

заполнить пирамидальный график
Работа у интерактивной доскиопределить тезис, аргументы, вывод текста заполнить пирамидальный график

Слайд 12
1.Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что, на ваш взгляд, их объединяет?
Лебеди летели

через море. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу.
Белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между камышей по темно-синей поверхности воды.
Лебедь справедливо назван царем всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
3. Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удается сфотографировать. Почему?
4. Пользуясь приемом фотографирования, определите тип речи следующих текстов.
Окраска опенка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более темная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…
Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.
5. Пользуясь приведенной ниже памяткой, докажите принадлежность текстов к определенному типу речи.

Задания для слабо успевающих обучающихся:

1.Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что, на ваш взгляд, их объединяет?Лебеди летели через море. На небе был полный

Слайд 13
Опорный конспект

Опорный конспект

Слайд 14 Разграничение типов речи на основе их

типового значения используя приём фотографирования

Содержание высказывания можно передать нескольками фотографиями.
Разновременные действия

Содержание высказывания можно пекредать одной фотографией.
Одновременные признаки

Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях

Разграничение типов речи на основе их        типового значения

Слайд 15Задания с применением приёма фотографирования

Пользуясь приемом фотографирования, определите тип речи следующих

текстов:

Окраска опенка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более темная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, рук

Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.

Пользуясь памяткой докажите принадлежность текстов к определенному типу речи.
Задания с применением приёма фотографирования	Пользуясь приемом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:Окраска опенка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая,

Слайд 16



Д. Гранин прав:
нужно упражнять в себе чувство милосердия.
Памятка
Четко
сформулировать одну из

проблем исходного текста

понять и полно отразить основные мысли текста

прокомментировать проблему текста

сформулировать авторскую позицию текста

выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем текста

Повторение требований к сочинению на ЕГЭ

Составление логических схем текстов сочинения:

Д. Гранин прав: нужно упражнять в себе чувство милосердия.ПамяткаЧеткосформулировать одну из проблем исходного текстапонять и полно отразить

Слайд 17Эссе

Эссе – способ рассказать о мире
через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984)
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)

Эссе

Слайд 18Особенности жанра

Особенности жанра

Слайд 19Особенности языка эссе

Особенности языка эссе

Слайд 20Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал, что…
Мне было интересно получить знания

о…
Сначала я затруднялся….
Я научился…
Я смогу отличить…
В результате я понял, что…
Сочинение-рассуждение – это…
Эссе - это…

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал, что…Мне было интересно получить знания о…Сначала я затруднялся…. Я научился…Я смогу

Слайд 21Домашнее задание (по вариантам)
Письменная творческая работа.
1вариант – оптимисты (сочинение - ассоциацию

по картине «Девятый вал»)
2 вариант – пессимисты (сочинение-рассуждение по картине «Девятый вал»)
3 вариант - сочинение в публицистическом жанре по тексту Д.Гранина
4 вариант - эссе по статье или картине.
Домашнее задание  (по вариантам)Письменная творческая работа.1вариант – оптимисты (сочинение - ассоциацию по картине «Девятый вал»)2 вариант

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть