Слайд 1Подготовка
к сочинению-рассуждению 15. 3
в формате ОГЭ
Что такое драгоценные книги?
Слайд 2Формулировка задания
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?
Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3План
1. Определение понятия
2. Комментарий
3. Аргумент из исходного текста
4. Аргумент из
жизни
5. Вывод
Слайд 4Примечание к п.3-4
Оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста,
НО не во всех текстах есть второй аргумент.
Слайд 5В сочинении должно быть 4 абзаца:
Определение понятия + комментарий к определению.
Аргумент 1.
Аргумент
2.
Вывод.
Слайд 6Текст
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё
отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
Слайд 7(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое
окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– (24)Ничего, поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, — засмеялся отец.
Слайд 8(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от
счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: (36)«Я же говорил, что мы достанем её».
(37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В. Пескову) * * Песков Василий Михайлович (род. в 1930 г.) — писатель, журналист, путешественник.
Слайд 9Вопросы для обсуждения
Из каких корней состоит слово «драгоценные»?
Как вы понимаете
словосочетание «драгоценные книги»?
Слайд 10Примерные ответы
Слово «драгоценные» состоит из двух корней «драг» и «цен», образовано
из словосочетания «дорогая цена»
Драгоценные книги – это не книги, имеющие дорогую, т. е. высокую цену. Это словосочетание употребляется в переносном значении.
Слайд 11Определение понятия
- это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят
ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.
Драгоценные книги
Слайд 12Важно!
Формулировка комментария к определению понятия зависит от содержания исходного текста!
Слайд 13Формулируем комментарий и аргументируем его
О каком случае рассказывает герой текста В.
М. Пескова?
Почему эта книга стала для рассказчика драгоценной? Только ли потому, что стоила дорого и была не по карману его отцу?
Чему этот случай научил рассказчика? Какой вывод из него он сделал?
Слайд 14Примерные ответы
Герой текста В. М. Пескова рассказывает о случае с книгой,
которая была ему очень дорога и которая застряла между двойными окнами вагона. Посторонние люди, попутчики, обещали достать и вернуть книгу. Так у рассказчика оказалось семь одинаковых книжек.
Эта книга стала для него дорогой, потому что случай с ней во многом определил его отношение к миру и вселил в него уверенность в том, что хороших людей в мире больше, чем плохих, и что «жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего»
Слайд 15Комментарий
Драгоценные книги способствуют формированию жизненных ценностей человека, дают ответы на
главные вопросы о людях и о мире.
Слайд 16Аргумент 2 можно приводить из следующих источников:
прочитанного текста
художественной литературы
научной литературы
истории
кинофильмов
СМИ (в том числе
из Интернета)
личного опыта
опыта других людей
Слайд 17Аргумент из жизни
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Роман А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.
На наш взгляд, в сочинении-рассуждении на данную тему в качестве второго аргумента можно привести любую книгу, прочтение которой заставило задуматься о каких-то важных вещах, дало ответы на главные жизненные вопросы.
Слайд 18Примерный аргумент из жизни
Для меня такой драгоценной книгой стал роман М.
Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Я обнаружил удивительное сходство своих мыслей и чувств с тем, что думает и ощущает главный герой, и понял, что я не одинок. Роман заставил меня задуматься о дружбе, любви, предательстве, смысле жизни и судьбе. Я лучше стал понимать людей, тонкости их взаимоотношений. Словом, оказалось, что это одна из тех книг, которые можно неоднократно перечитывать, и всякий раз будешь открывать для себя что-то новое.
Слайд 19Вывод
Таким образом, драгоценные книги играют очень важную роль в жизни каждого,
так как благодаря им в человеке закладываются основы нравственности.
Слайд 20Образец сочинения
Что такое драгоценные книги? Я считаю, что это
такие книги, которые развивают воображение и фантазию, дарят человеку новые впечатления и эмоции, переносят в другой мир, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного. Но самое главное качество драгоценных книг заключается в том, что они во многом формируют жизненные ценности, помогают человеку разобраться в себе и дают ответы на главные вопросы о людях и о мире.
Для героя текста В. М. Пескова такой книгой стала та, что во многом определила его отношение к миру. Будучи ребенком, он случайно уронил только что купленную книгу между двойных окон вагона. И совершенно посторонние люди, попутчики, обещали ему достать и вернуть ее. Многие из них выполнили это, так что в итоге у рассказчика оказалось семь одинаковых книжек. Этот случай вселил в него уверенность в том, что хороших людей в мире больше, чем плохих, и что «жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего».
Для меня такой драгоценной книгой стал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Я обнаружил удивительное сходство своих мыслей и чувств с тем, что думает и ощущает главный герой, и понял, что я не одинок. Роман заставил меня задуматься о дружбе, любви, предательстве, смысле жизни и судьбе. Я лучше стал понимать людей, тонкости их взаимоотношений. Словом, оказалось, что это одна из тех книг, которые можно неоднократно перечитывать, и всякий раз будешь открывать для себя что-то новое.
Таким образом, драгоценные книги играют очень важную роль в жизни каждого, так как благодаря им в человеке закладываются основы нравственности.
Слайд 21Использованные источники:
http://uchimcauchitca.blogspot.com
https://rus-oge.sdamgia.ru