Презентация, доклад по русскому языку на тему Виды речевых ошибок и их исправление

Содержание

Типичные речевые ошибки.1.Непонимание значения слова.А. Употребление слова в несвойственном ему значении. Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылалБ. Употребление служебных слов без учета их семантики.Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

Слайд 1Виды речевых ошибок и их исправление.

Виды речевых ошибок и их исправление.

Слайд 2 Типичные речевые ошибки.
1.Непонимание значения слова.
А. Употребление слова в несвойственном ему

значении. Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал
Б. Употребление служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В. Лексическая несочетаемость.
Пример:  Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.
Типичные речевые ошибки.1.Непонимание значения слова.А. Употребление слова в несвойственном ему значении. Пример: Костер все больше и

Слайд 3В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?
I.1)Необходимо сделать упор на изучении

гуманитарных предметов.
2)Испытания новой техники имели положительные результаты.
3)Большая часть времени проходит бесследно.
4)Вам необходимо собственноручно сходить на родительское собрание.

II.1)В мире постоянно возникают локальные конфликты.
2)Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий жизни.
3)Одним из симптомов данного заболевания является высокая температура.
4)Он безмятежно спал.



В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?I.1)Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных предметов.2)Испытания новой техники имели положительные

Слайд 4 Типичные речевые ошибки.
2.Употребление синонимов, паронимов
А.Неправильное употребление синонимов
Пример:  Совершив оплошку, директор

завода сразу же стал ее исправлять.
Пример:  Вчера мне было печально.
Б.Неправильное употребление паронимов.
Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Типичные речевые ошибки.2.Употребление синонимов, паронимовА.Неправильное употребление синонимовПример:  Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.Пример:

Слайд 5Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:
1.Старый- …
Давний -


Старинный - …
Ветхий - …
Древний - …
В чем смысловая разница между этими синонимами?
2.Смелый - …
Неустрашимый - …
Мужественный - …
Бесстрашный - …
Храбрый - …
Какое общее значение имеют эти слова- синонимы?
В чем различия оттенков значений?
Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов: 1.Старый- …Давний - …Старинный - … Ветхий -

Слайд 6Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания.


высокие - высотные
сытый - сытный
усвоил - освоил
близкий - ближний
скрытый - скрытный
обидный - обидчивый
бережливый - бережное
мелкий – мелочный

Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания. высокие - высотныесытый - сытныйусвоил -

Слайд 7 Типичные речевые ошибки.
3. Употребление антонимов. Неправильное употребление антонимов
Подобрать антонимы к

следующим словам.
Быстро, потерять, мокрый, конный, временный, смех, нельзя, тишина, румяный, громко, скучно, весело, храбрость, уважение, счастье, пропажа, поражение, обвинять, погаснуть, причина, висеть, взлетать, миловать, опрятный, усталость, второпях.
Типичные речевые ошибки.3. Употребление антонимов. Неправильное употребление антонимовПодобрать антонимы к следующим словам. Быстро, потерять, мокрый, конный,

Слайд 8Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Свежий –
Бледный -
Легкий –
Глубокий –
Тонкий


Сладкий –
Грозный –
Сильный –
Умный -
Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий –Бледный -Легкий –Глубокий –Тонкий – Сладкий – Грозный – Сильный

Слайд 9 Типичные речевые ошибки.
4. Слова иноязычного происхождения
1.Назовите одним словом синоним к

следующим иноязычным словам
Рейтинг- Сайт- Имидж- Ланч-
Паркинг- Кастинг- Инвестиция – Баланс –
Игнорировать – Менеджер- Лимит-
2.Выберите правильный вариант написания:
1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.
3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.
4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.
5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.
Типичные речевые ошибки.4. Слова иноязычного происхождения1.Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словамРейтинг-

Слайд 10 Типичные речевые ошибки.
5.Многословие.
А. Слова- паразиты.
Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый

сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим, простите, я женат».
Б. Плеоназмы.
Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи логически излишних слов.
      Пример: Все гости получили памятные сувениры. Выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п.
В.Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов.
Пример: следует отметить следующие факты.
Типичные речевые ошибки.5.Многословие.А. Слова- паразиты.Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение,

Слайд 11Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не

забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Исправьте ошибки в предложениях.1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил

Слайд 12Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.
1.Изображаемый образ наглядно показывает.
2.Все население

объединилось воедино.
3.В поэме автор запечатлел свои впечатления.
4.Все мысли и стремления героя были устремлены.
5.В романе показаны черты характера, характерные для.

!!! Иногда тавтология оправдана, но это бывает в художественных произведениях, например, А. Твардовский писал:
Сила силе доказала!
Сила силе - не родня
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня.
Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.1.Изображаемый образ наглядно показывает.2.Все население объединилось воедино.3.В поэме автор запечатлел свои

Слайд 13 Типичные речевые ошибки.
6.Лексическая неполнота высказывания.
 Пример: Достоинство Лермонтова в том, что

ничего лишнего.
"... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь вражду".
7. Фразеологизмы.
Исправьте фразеологизмы
сломав голову
скрипя сердцем
как кур во щи
показывать образец
зеница глаза
две большие разницы
играет большое значение
взял львиную часть
подстреленный воробей
Типичные речевые ошибки.6.Лексическая неполнота высказывания. Пример: Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.

Слайд 14Подберите к словам фразеологизмы.
один на один-
очень быстро –
некстати-
вдоволь-


работать усердно-
быть в чем- то большим знатоком-
перекусить-
бездельничать-
Подберите к словам фразеологизмы. один на один- очень быстро – некстати- вдоволь- работать усердно- быть в чем-

Слайд 15Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.
Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное

название учебного заведения
A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность
Post skriptum- приписка к письму
Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход
Status guo- существующее положение
Persona non grate- нежелательное лицо
Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь, обрати внимание»
Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведенияA priori- наперед, заранее,

Слайд 16 Типичные речевые ошибки.
8. Грамматические ошибки.
А.Словообразовательные. Ошибка происходит не в значении,

а в произношении, неправильном построении слова:
Пример: 1) "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм, два знамя . 2)Чулок, но носков.

Б.Морфологические. а) ошибки в образовании форм существительных: "англичаны", "на мосте", "Во дворе построили большую качель". б) ошибки в образовании форм прилагательных: "Один брат был богатей другого". «Я приведу более лучший пример» в) ошибки в образовании местоимений: "Я пошел к ему", "ихний дом". г) ошибки в образовании глагола: "Он ни разу не ошибился", "Мама всегда радовается гостям", "Вышев на середину комнаты, он заговорил", "В дальнем углу сидел улыбающий ребенок". "Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее".
!!! Запомните: надеть одежду – одеть Надежду!
Типичные речевые ошибки.8. Грамматические ошибки.А.Словообразовательные.  Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном построении

Слайд 17Определите лишнее слово.
Кашпо
Кофе
Пальто
Бюро
Такси

Тюль
Рояль
Шампунь
Толь
Вуаль
??? Что общего в этих словах? Составьте

устно словосочетания с этими словами.
Определите лишнее слово.КашпоКофе ПальтоБюроТаксиТюльРояльШампуньТольВуаль ??? Что общего в этих словах? Составьте устно словосочетания с этими словами.

Слайд 18Задания.
1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить,

завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
2.Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени от глаголов:
Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить
3.Исправьте ошибки:
Базаров- молодой человек с захудалым лицом.
Сатин первым раскусывает Луку.
Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
При необходимости мы будем брать адекватные меры.
Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.
Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.
Задания. 1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать,

Слайд 19 Типичные речевые ошибки.
9. Фактические ошибки. Логические ошибки.
А)Фактические ошибки представляют собой

искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: "В зимнем лесу звонко куковала кукушка".
Причина фактических ошибок:
1.недостаточное знание описываемых событий,
2.бедность жизненного опыта,
3.неверная оценка поступков.
Пример:
Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.
Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….
Роман «Обломов» принес известность Карамзину.
Типичные речевые ошибки.9. Фактические ошибки. Логические ошибки.А)Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или

Слайд 20 Типичные речевые ошибки.
Б)Логические ошибки
К этому типу ошибок относятся следующие недочеты

в содержании сочинений: 1) нарушения последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями и предложениями; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) отсутствие необходимых частей; 5) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); 8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Типичные речевые ошибки.Б)Логические ошибкиК этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании сочинений:  1) нарушения

Слайд 21 Типичные речевые ошибки.
10. Синтаксические ошибки.
Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки

в построении словосочетания, а следовательно, предложения.
Примеры:
Неправильное составление словосочетаний :
"Нынешнее летом я был в степном Заволжье".
"Если в жаркий день дотронешься к березе, то…
"Жажда к славе".
Неправильное составление предложений:
"В комнату проникли сноп лучей солнца".
"Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".
"Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
"Многие книги их можно читать несколько раз".
"Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая".
"Я учу уроки на столе".
"Мальчик был лобастый, но серьезный".
Типичные речевые ошибки.10. Синтаксические ошибки.Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении словосочетания, а следовательно, предложения.Примеры:

Слайд 22Виды речевых ошибок и их исправление.
11.Неправильное употребление профессионализмов.
Слесаря – слесари?
В цехе-

в цеху?
Зуби́ло - зубила?
Договоры- договора?
Сверло – в род. падеже?
Пассатижи, тиски – в род. падеже?
Резьба- классификация резьб…?

Составьте 5 предложений со словами, связанными с вашей будущей профессией.
Виды речевых ошибок и их исправление.11.Неправильное употребление профессионализмов.Слесаря – слесари?В цехе- в цеху?Зуби́ло - зубила?Договоры- договора? Сверло

Слайд 23Устраните повторы в предложениях.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде

щенка. Герасим взял его и принес домой.
2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод.
3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.
4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот.
6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Устраните повторы в предложениях.1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес

Слайд 24Устраните повторы в предложениях.
1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил

и Плюшкина.
2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю.
3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с игроками другой команды.
4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали.
5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его любви к Наташе.
Устраните повторы в предложениях.  1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец

Слайд 25Задание.
Назовите главные критерии грамотной красивой речи.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Задание.Назовите главные критерии грамотной красивой речи. 1.2.3.4.5.6.7.8.9.

Слайд 26Главные критерии грамотной красивой речи.

1.Правильность
2.Ясность
3.Логичность
4.Простота
5.Богатство

6.Сжатость
7.Чистота
8.Живость
9.Благозвучие

Главные критерии грамотной красивой речи.  1.Правильность2.Ясность3.Логичность4.Простота5.Богатство6.Сжатость7.Чистота8.Живость9.Благозвучие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть