Презентация, доклад по русскому языку на тему Грамматика...

Содержание

Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны,  без учета взаимодействия лексических и грамматических значений невозможно. В.В.Виноградов

Слайд 1
Грамматика на страже порядка. 7, 9 классы

Грамматика  на страже  порядка. 7, 9 классы

Слайд 2Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны,  без учета взаимодействия лексических

и грамматических значений невозможно.

В.В.Виноградов

Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны,  без учета взаимодействия лексических и грамматических значений невозможно. В.В.Виноградов

Слайд 3ё

Цель урока: развитие умений и навыков находить и исправлять грамматические ошибки.


ёЦель урока: развитие умений и навыков находить и исправлять грамматические ошибки.

Слайд 4Задачи урока:
Повторить правила употребления в речи ПО и ДО, образования

степеней сравнения имен прилагательных и наречий.
Выяснить особенности построения сложных предложений и предложений, осложненных однородными членами.
Выяснить, что такое грамматическая ошибка,
чем она отличается от других видов ошибок.
Рассмотреть разновидности грамматических ошибок на конкретном языковом материале.
Практическим путем подтвердить значимость знаний законов грамматики для создания грамотной речи.
Развивать умения аналитического мышления, логического мышления, способствовать обогащению словарного запаса, развитию языкового чутья и языковой памяти.
Формировать навык исправления грамматических ошибок.

Задачи урока:Повторить правила употребления в речи ПО  и ДО, образования степеней сравнения имен прилагательных и наречий.Выяснить

Слайд 5Дружим с …?

Дружим с …?

Слайд 6Дружим с …?
Есть такое Королевство,
Называется … .
Стражами порядка там являются
Морфология

и Синтаксис.
В Королевстве том живёт
Многочисленный народ.
А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Буква, корень, суффикс и
Приставка с окончанием.
Тем кирпичикам скомандуют: «Раз, два!»-
Буквы строятся в слова,
Морфемы тоже.
Слов достаточно на свете!
Могут в группы собираться –
В предложения слагаться.
Будут друг за другом течь –
Так из них родится речь.
Королевою на троне
В красной мантии, в короне
Та ... сидит
И придирчиво следит,
Чтоб законы соблюдались,
Никогда не нарушались.


Дружим с …?Есть такое Королевство,Называется …  .Стражами порядка там являютсяМорфология и Синтаксис.В Королевстве том живётМногочисленный народ.А

Слайд 7


Как вы понимаете выражение «стражи порядка»?
Почему морфология и синтаксис


названы таким образом?

Страж - сторож, часовой, который регулирует отношения между словами в словосочетании и в предложении, заставляет подчиняться определенным грамматическим законам, которые управляют словами.
И сегодня на уроке вспомним те темы, которые составляют основу грамматики. Знание этих тем, свободное владение грамматическими правилами позволит вам грамотно строить словосочетания и предложения, значит, ваша речь, письменная и устная, станет точной, логичной, складной - одним словом грамотной.
Главное - приобретете навык исправления грамматических ошибок.

Как вы понимаете выражение «стражи порядка»? Почему  морфология и синтаксис названы таким образом?Страж - сторож, часовой,

Слайд 8Попытаемся решить!

Попытаемся решить!

Слайд 9Проверьте себя:

А - 2
Б -

3
В - 4
Г - 1

Оцените себя!





Проверьте себя:    А -  2Б -  3В -  4 Г

Слайд 10Виды ошибок

Виды ошибок

Слайд 11

Внимание!
Аналитическая работа с языковым материалом убедит нас в том,

что знание фактического материала позволит свободно ориентироваться в разновидностях грамматических ошибок и избегать их в речи.
Главное для вас, дети:
1. 7 класс поможет 9-классникам вспомнить лингвистический материал 5 – 7 классов, изучение которого необходимо при написании изложений и сочинений,
2. 9 класс поделится с 7-классниками своим опытом в построении сложных предложений, в разграничении грамматических ошибок и поможет в исправлении ошибочных вариантов.
Внимание!Аналитическая работа с языковым материалом  убедит нас в том, что  знание фактического материала

Слайд 12Работа в группах
Группа № 1. 7 класс.
Предлог: употребление предлогов в

речи. Категория рода как регулятор
грамматики.

Группа № 2. 7 класс.
Образование степени сравнения имен прилагательных и наречий.
 
Группа №3. Группа смешанного состава.
Причастие и деепричастие, причастный и деепричастный обороты и их
употребление в речи. Ошибки в построении сложного предложения.
 
Группа №4. 9 класс
Нарушение границ предложения.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
 
Группа №5. 9 класс
Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла,
структуры.


Работа в группахГруппа № 1.  7 класс.Предлог: употребление предлогов в речи. Категория рода как регулятор грамматики.Группа

Слайд 13

Правила работы в группе.
Внимательно ознакомиться с раздаточным материалом.
Распределить

задания.
Работать спокойно, уверенно, организованно.
Консультироваться друг с другом шёпотом.

Выслушивать друг друга.
Обращаться за помощью к другим группам.
Поддерживать друг друга.
Рационально распоряжаться временем.

Правила работы в группе.Внимательно ознакомиться с раздаточным материалом.Распределить  задания.Работать спокойно, уверенно, организованно.Консультироваться друг с

Слайд 141. Внимательно прочитать формулировку темы группы.
Изучить справочный материал.
В рабочих

листах ознакомиться с материалом для наблюдений.
4. В карточках найти грамматические ошибки, исправить и записать верный ответ с учетом грамматических правил.

5. Сформулировать основные правила с учётом заявленной темы.
6. Составить рекомендации, которыми можно будет следовать при правке слова или предложения.
7. Подготовиться к защите презентации.



План работы в группах

1. Внимательно прочитать  формулировку темы группы.Изучить  справочный материал.В рабочих листах ознакомиться с материалом для наблюдений.4.

Слайд 15  Нельзя,  чтоб тот себя письмом прославил,  кто грамматических не знает свойств и

правил.                          

А.П. Сумароков

  Нельзя,  чтоб тот себя письмом прославил,  кто грамматических не знает свойств и правил.      

Слайд 16Исследование раздаточного материала

Исследование раздаточного материала

Слайд 17 Защита презентаций
Критерии оценивания работы в группах.
1. Качество

отобранного материала;
2. Степень участия в работе группы;
3. Качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.);
4. Качество речевого высказывания (точность, доступность, правильность и пр.).
Защита презентаций Критерии  оценивания работы в группах.1.  Качество отобранного материала; 2.  Степень участия

Слайд 18



Ищущий всегда находит
Кто ищет, тот всегда находит,
И это с каждым

происходит.
Здесь нужно только твердо знать,
К чему стремиться, что искать.
Над ищущим горит всегда
Волшебной помощи звезда.
Она крыла ему дает,
Чтобы стремился он вперед.

Напутствие!

Ищущий всегда находитКто ищет, тот всегда находит,И это с каждым происходит.Здесь нужно только твердо знать,К чему

Слайд 19
Задания 1 группы
1. Выберите правильный вариант.
Быть в лесе - быть в

лесу,
работать на заводе - работать в заводе,
приехать на Урал - приехать в Урал,
вернуться с Кавказа - вернуться из Кавказа,

2. Исправьте ошибки.
Все были уверены за то, что они победят.
Закуплена мебель под интерьер.
Удерживаются средства под реставрацию архитектурных памятников.
Убедите людей о том, что соблюдение норм морали есть основа нравственной жизни любого поколения.

3. Сравните предложения. В каких из них содержится ошибка? Какая?
1) Благодаря опозданию поезда наш герой не смог вовремя приехать домой.
2) Благодаря жажде знаний Михаил Васильевич Ломоносов стал великим учёным и литератором.
3) Благодаря неплохой подготовке мы достигли цели.

Задания 1 группы1. Выберите правильный вариант.Быть в лесе - быть в лесу,работать на заводе - работать в

Слайд 20 4. Сгруппируйте предлоги, которые употребляются со следующими падежными формами: с

р.п., с д.п., с в.п., с тв.п., пр.п. К каждому предлогу подберите соответствующее существительное. По мере, перед, навстречу, вокруг, при, включая, согласно, из-за, вопреки, над, в силу, благодаря, вблизи, около, про, в течение, вследствие, несмотря на.

5. К данным существительным подберите
прилагательные.
Водевиль, депо, маэстро, кашпо, лебедь, рояль,
бандероль, бра.

4. Сгруппируйте предлоги, которые употребляются со следующими падежными

Слайд 211. Выберите правильный вариант.
Быть в лесу, работать на заводе, приехать на


Урал, вернуться с Кавказа,

2. Исправьте ошибки.
Все были уверены в том, что они победят.
Удерживаются средства на реставрацию
архитектурных памятников.
Убедите людей в том, что соблюдение норм
морали есть основа нравственной жизни любого
поколения.


Ключ

1. Выберите правильный вариант.Быть в лесу, работать на заводе, приехать на Урал, вернуться с Кавказа, 2. Исправьте

Слайд 22
Ключ
5. интересный водевиль, железнодорожное депо, знаменитый маэстро, изящное кашпо,

белый лебедь, тяжелый рояль, почтовая бандероль, яркая бра.

Ключ5. интересный водевиль,  железнодорожное депо, знаменитый маэстро,  изящное кашпо, белый лебедь,  тяжелый рояль,

Слайд 23Задания 2 группы
1. Исправьте ошибки.
Самый чистейший, наиболее глубочайший,
менее глубже, самый

наипривлекательнейший,
менее хитрее, сказал более значительнее.
От следующих слов образуйте степени сравнения с учётом способа выражения слова и его синтаксической роли в предложении.
Широкий, накопительный, интересный, чистый,
изящный, охотничий, маленький.
Задания 2 группы 1. Исправьте ошибки.Самый чистейший, наиболее глубочайший, менее глубже, самый наипривлекательнейший, менее хитрее, сказал более

Слайд 24




1. Исправьте ошибки.
Самый чистый - чистейший, наиболее глубокий

- глубочайший,
глубже - более глубокий, самый привлекательный,
наипривлекательнейший, менее хитрый - хитрее,
сказал более значительно.
2. От следующих слов образуйте степени сравнения с учётом
способа выражения слова и его синтаксической роли в
предложении.
Улица шире (более широкая). Размахиваюсь шире (более широко).
Рассказ интереснее очерка. (более интересный). Говорил более
интересно (интереснее).
Река более чистая (чище). Убрался чище (более чисто).
Походка более изящная (изящнее). Прошла более изящно (более
изящнее).
Дом более маленький (меньше). Выглядит меньше.
Накопительный - относительное прилагательное,
охотничий - притяжательное прилагательное.

КЛЮЧ

1. Исправьте ошибки.Самый чистый - чистейший, наиболее глубокий - глубочайший, глубже -  более

Слайд 25Задания 3 группы
1. Почему придаточные части нельзя заменить ПО

и ДО? Почему?
1) Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.
2) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.
3) В небольшом по объёму произведении которые касаются важных проблем образования и воспитания автор затрагивает жгучие вопросы современности.
4) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.
5) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
Задания 3 группы 1.  Почему  придаточные части нельзя заменить ПО и ДО? Почему?1) Произнесение вашего

Слайд 26




1. Почему придаточные части нельзя заменить ПО

и ДО? Почему?
1) Готовясь к выступлению перед большой аудиторией, читайте свой доклад вслух, что поможет вам более уверенно держаться на сцене.
2) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.
3) В небольшом по объёму произведении автор затрагивает жгучие вопросы современности, которые касаются важных проблем образования и воспитания (касающиеся важных проблем …).
4) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.
5) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

КЛЮЧ

1. Почему  придаточные части нельзя заменить ПО и ДО? Почему?1)  Готовясь к

Слайд 27Задание 3 группы
2. Найдите верный (-ые) ответ(-ы). Ошибочные варианты исправьте

и обоснуйте свой выбор.
1) Абрамцево, вдохновляя художников, призвано украсить полотна русской живописи.
2) Решив уехать насовсем, не забудь сообщить об этом матери.
3) Поезд остановившись, встречающие бросились к вагонам.
4) Бричка приближаясь к крыльцу, глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
5) Доказывая свою правоту, не горячись и не груби.
Задание 3  группы2. Найдите верный (-ые) ответ(-ы). Ошибочные варианты исправьте и обоснуйте свой выбор.1) Абрамцево, вдохновляя

Слайд 28




2. Найдите верный (-ые) ответ(-ы). Ошибочные варианты исправьте

и обоснуйте свой выбор.
1) Абрамцево, вдохновлявшее художников, призвано украсить полотна русской живописи.
2) Решив уехать насовсем, не забудь сообщить об этом матери.
3) Когда поезд остановился, встречающие бросились к вагонам.
4) Когда бричка приближалась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. С приближением бричка к крыльцу …
5) Доказывая свою правоту, не горячись и не груби.

КЛЮЧ

2. Найдите верный (-ые) ответ(-ы). Ошибочные варианты исправьте и обоснуйте свой выбор.1) Абрамцево, вдохновлявшее

Слайд 29
Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка
«нарушение границ предложения», а также

ошибки в
употреблении однородных членов. Внесите необходимые
исправления.
1. Автор текста ищет в биографиях великих ученых примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же времена, когда честь была выше всего. Когда важнее правое дело, чем своя дальнейшая жизнь.
2. По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение поселков.
3. Он был горяч, полный жизни.
4. Руководство и контроль за работой возложить на заведующего учебной частью А. Н. Петрова.

Задания 4 группы.

Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка«нарушение границ предложения», а также ошибки в употреблении однородных членов. Внесите

Слайд 30




Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка
«нарушение

границ предложения», а также ошибки в
употреблении однородных членов. Внесите необходимые
исправления.
1. В биографиях великих ученых автор текста ищет примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же времена, когда честь была выше всего, когда важнее правое дело, чем своя дальнейшая жизнь.
2. По плану намечено строительство двух больниц, четырёх школ, десяти детских садов, дорог, мостов, а также озеленение поселков.
3. Он был горячий, полный жизни.
4. Контроль за работой возложить на заведующего учебной частью А. Н. Петрова.

КЛЮЧ

Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка «нарушение границ предложения», а также  ошибки

Слайд 31
Задания 5 группы.
Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами

грамматики.
1) Мальчик ответил маме, что «как же я их догоню!»
2) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлеченности, будет восполнять пробелы других.
3) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
4) Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными.
5) Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию.



Задания 5 группы.Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами грамматики.1) Мальчик ответил маме, что «как

Слайд 32




Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с

нормами грамматики.
1) Мальчик удивился: «Как же я их догоню!»
2) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлеченности, будут восполнять пробелы других.
3) Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.
4) Герой жил в деревне у друзей, которые были бедными.
( Герой жил в деревне у бедных друзей.)
5) Из окна была видна группа людей, которые, думаю, приехали на конференцию.

КЛЮЧ

Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами грамматики.1) Мальчик  удивился: «Как

Слайд 33Подведём итоги



Самым интересным на уроке для меня было…

Для меня оказалось трудным и сложным…
Я был(а) бы рад(а)…
В нашей группе самым продуктивным участником оказался…

Подведём итоги   Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным…

Слайд 34Домашнее задание:
Для 9 класса:
Найти грамматические ошибки 9кл.

Для 7 класса:
1.

Исправить предложения с грамматическими ошибками в рабочем листе урока.

Домашнее задание:Для 9 класса:Найти  грамматические ошибки 9кл. Для 7 класса:1. Исправить предложения с грамматическими ошибками в

Слайд 35СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть