Презентация, доклад по русскому языку на тему: Местоимение

Содержание

Эпиграф нашего урока: Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя. Л.Н.ТолстойКак вы понимаете эти слова? К чему должен стремиться каждый из нас?

Слайд 1Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений 10 «Б» класс Учитель: Санаубаева Гульнара Малибековна
16 января

2017 года
Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений 10 «Б» класс Учитель: Санаубаева Гульнара Малибековна16 января 2017 года

Слайд 2Эпиграф нашего урока: Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью

изменить самого себя. Л.Н.Толстой

Как вы понимаете эти слова? К чему должен стремиться каждый из нас?

Эпиграф нашего урока: Каждый мечтает изменить мир,  но никто не ставит целью изменить самого себя.

Слайд 3Цель урока: повторить и систематизировать материал о местоимении, его разрядах.

Ключевые

слова: разряды местоимений, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Цель урока: повторить и систематизировать материал о местоимении, его разрядах. Ключевые слова: разряды местоимений, общее грамматическое значение,

Слайд 4Местоимение -
это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества,

но не называя их, изменяются, как правило, по падежам, а некоторые – по родам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Местоимение -это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их, изменяются, как

Слайд 5 Разряды местоимений
1. Личные (я, мы, ты,

вы, он, она, оно, они)
2. Возвратные (себя)
3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?)
4. Относительные ( кто, что, каков, чей)
5. Неопределённые ( некто, кое-кто)
6. Отрицательные (никто, ничей, никого)
7. Притяжательные (мой, твой, их, наш)
8. Указательные (тот, те, этот)
9. Определительные ( весь, самый, иной, другой)
Разряды местоимений  1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)2.

Слайд 6 Личные

Личные

Слайд 7 Возвратное
Им.п. -----------
Р.п. – себя
Д.п. – себе
В.п. – себя
Т.п.

– собой (собою)
П.п. – о себе
ВозвратноеИм.п. -----------Р.п. – себяД.п. – себеВ.п. – себяТ.п. – собой (собою)П.п. – о себе

Слайд 8 Притяжательные
Отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо,

которому принадлежит предмет;
В предложении являются определениями;
! ЕГО, ЕЁ, ИХ : личные –задаем падежные вопросы ( вижу (КОГО?) ЕЁ, ЕГО, ИХ);
! Притяжательные – вещь (ЧЬЯ?) ЕЁ, ЕГО, ИХ;
ПритяжательныеОтвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо, которому принадлежит предмет;В предложении являются определениями;!

Слайд 9 Вопросительные
Кто? Что? Каков? Какой? Чей? Который?

Сколько?
Используются в вопросительных предложениях
Например:
1. Кто стучится в дверь ко мне?
2. Что же тебе приснилось?
3. Сколько лет мы не виделись?
ВопросительныеКто? Что? Каков? Какой? Чей? Который?

Слайд 10Склонение вопросительных

местоимений

Им.п. скОлько
Р.п. скОльких
Д.п. скОльким
В.п. скОлько
Т.п. скОлькими
П.п. о скОльких

Склонение вопросительных

Слайд 11Относительные
Кто, что, каков, какой, чей, который, сколько;
Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где

эти местоимения выполняют роль союза и служат для связи частей предложения;
Они всегда являются членами предложения;
Такие местоимения называют СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ
ОтносительныеКто, что, каков, какой, чей, который, сколько;Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где эти местоимения выполняют роль союза и

Слайд 12 НЕопределённые
Указывают на неопределённые предметы, признаки,

количество;
Приставка НЕ- находится всегда под ударением (в сильной позиции) и пишется слитно;
Образуются двумя способами:

НЕопределённыеУказывают на неопределённые предметы, признаки, количество;Приставка НЕ- находится всегда под ударением

Слайд 13 Указательные
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет,

признак, количества, выделяя их из ряда других :

Я пойду по тому мосту
УказательныеТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет, признак, количества, выделяя их из ряда

Слайд 14 Отрицательные
Приставка НИ- безударная : никогО, ничегО;
Приставка НЕ- ударная :

нЕкому, нЕчего;
Если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно : ни у когО, нЕ с кем
ОтрицательныеПриставка НИ- безударная : никогО, ничегО;Приставка НЕ- ударная : нЕкому, нЕчего;Если НЕ и НИ отделяются

Слайд 15 Определительные
ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ;

По своим

грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с именами прилагательными: изменяются по родам, числам, падежам и в предложении являются ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
ОпределительныеВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ;По своим грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с

Слайд 16Найдите в текстах местоимения и определите их разряды
Человек, который хочет стать

ученым, должен как можно скорее развивать в себе способность много работать. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важнее для учёного, - абсолютная честность. (М.Лаврентьев)

Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду.
(А.С. Пушкин)

С годами случалось так, что Аграфена начала думать нём как о родном человеке. Ей все чаще хотелось поговорить о нём с кем-нибудь, вспомнить старое. (К.Паустовский)
Найдите в текстах местоимения и определите их разрядыЧеловек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развивать

Слайд 17 Что у вас получилось?

Который, в себе, к этому, я,

он, себе, что, о нём, ей,

о нём, с кем-нибудь
Что у вас получилось?Который, в себе, к этому, я, он, себе, что, о нём, ей,

Слайд 18 Проверь себя
Который – относительное,
В себе – возвратное,
К этому –

указательное,
Я, он – личные,
Себе – возвратное,
Что – относительное,
О нем, ей, о нем – личные,
С кем-нибудь – неопределенное
Проверь себяКоторый – относительное,В себе – возвратное,К этому – указательное,Я, он – личные,Себе – возвратное,Что

Слайд 19ИГРА «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»

ИГРА «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»

Слайд 20Укажите разряды местоимений
Чем богаты, тем и рады.
Сам не научишься, никто не

научит.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Храни себя от бед, пока их нет.
На каждый роток не накинешь платок.
Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому овощу свое время.
Не тот живет больше, чей век дольше.
Правда прямо идет, с нею не разминешься.
За чем пойдешь, то и найдешь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Укажите разряды местоименийЧем богаты, тем и рады.Сам не научишься, никто не научит.Тот не ошибается, кто ничего не

Слайд 21Выберите по одному местоимению и просклоняйте по падежам
1 группа.
Я тебе ничего

не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. Фет
2 группа.
Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Шел теплый дождь – его струи По листьям весело стучали. Ф. Тютчев
3 группа.
Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать…
Выберите по одному местоимению и просклоняйте по падежам1 группа.Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу

Слайд 22Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или

неправильно употреблены местоимения

У их отличная квартира в новом доме.
Я скучаю по Вам.
Мы ничего не знали о этой истории.
Ихний ребенок плохо воспитан.
Во сколько метров от школы находится стадион?
Мы решили зайти к ему в гости.
Своя будущая профессия мне очень нравится.

Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоименияУ их отличная квартира

Слайд 23Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или

неправильно употреблены местоимения

У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).

Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоименияУ их отличная квартира

Слайд 24ОТРЕДАКТИРУЙ ТЕКСТ!

Весна на порог.. . Скоро весна вступ..т в св вступ..т в свои права. А сейчас еще м..розно ещё м..розно. М..розная погода продерж..т(?)ся недолго. Через ______ дней зас..я..т весе(нн,н)ее солнце и откро..т(?)ся настоящая весна. ______ ждут весну с (не)т..рпением.

ОТРЕДАКТИРУЙ ТЕКСТ!

Слайд 25Задание: распределите местоимения по

разрядам.
Задание: распределите местоимения по             разрядам.

Слайд 26Синтаксическая роль местоимения
Определите, каким членом предложения являются местоимения:
С некоторых пор летают

какие-то мушки.
И вот уже несколько дней идет холодный дождь.
Ничем ничего не сделаешь.
Я услышал сегодня первый гром.
Это были его игрушки.
Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.
Синтаксическая роль местоименияОпределите, каким членом предложения являются местоимения:С некоторых пор летают какие-то мушки.И вот уже несколько дней

Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение – миниатюру о весне (5-6 предложений).

Выполните морфологический разбор одного местоимения.

Рефлексия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Напишите сочинение – миниатюру о весне (5-6 предложений). Выполните морфологический разбор одного местоимения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть