Слайд 1Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений
10 «Б» класс
Учитель: Санаубаева Гульнара Малибековна
16 января
2017 года
Слайд 2Эпиграф нашего урока:
Каждый мечтает изменить мир,
но никто не ставит целью
изменить самого себя.
Л.Н.Толстой
Как вы понимаете эти слова? К чему должен стремиться каждый из нас?
Слайд 3Цель урока: повторить и систематизировать материал о местоимении, его разрядах.
Ключевые
слова: разряды местоимений, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Слайд 4Местоимение -
это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества,
но не называя их, изменяются, как правило, по падежам, а некоторые – по родам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями
Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
Слайд 5 Разряды местоимений
1. Личные (я, мы, ты,
вы, он, она, оно, они)
2. Возвратные (себя)
3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?)
4. Относительные ( кто, что, каков, чей)
5. Неопределённые ( некто, кое-кто)
6. Отрицательные (никто, ничей, никого)
7. Притяжательные (мой, твой, их, наш)
8. Указательные (тот, те, этот)
9. Определительные ( весь, самый, иной, другой)
Слайд 7 Возвратное
Им.п. -----------
Р.п. – себя
Д.п. – себе
В.п. – себя
Т.п.
– собой (собою)
П.п. – о себе
Слайд 8 Притяжательные
Отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо,
которому принадлежит предмет;
В предложении являются определениями;
! ЕГО, ЕЁ, ИХ : личные –задаем падежные вопросы ( вижу (КОГО?) ЕЁ, ЕГО, ИХ);
! Притяжательные – вещь (ЧЬЯ?) ЕЁ, ЕГО, ИХ;
Слайд 9 Вопросительные
Кто? Что? Каков? Какой? Чей? Который?
Сколько?
Используются в вопросительных предложениях
Например:
1. Кто стучится в дверь ко мне?
2. Что же тебе приснилось?
3. Сколько лет мы не виделись?
Слайд 10Склонение вопросительных
местоимений
Им.п. скОлько
Р.п. скОльких
Д.п. скОльким
В.п. скОлько
Т.п. скОлькими
П.п. о скОльких
Слайд 11Относительные
Кто, что, каков, какой, чей, который, сколько;
Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где
эти местоимения выполняют роль союза и служат для связи частей предложения;
Они всегда являются членами предложения;
Такие местоимения называют СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ
Слайд 12 НЕопределённые
Указывают на неопределённые предметы, признаки,
количество;
Приставка НЕ- находится всегда под ударением (в сильной позиции) и пишется слитно;
Образуются двумя способами:
Слайд 13 Указательные
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет,
признак, количества, выделяя их из ряда других :
Я пойду по тому мосту
Слайд 14 Отрицательные
Приставка НИ- безударная : никогО, ничегО;
Приставка НЕ- ударная :
нЕкому, нЕчего;
Если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно : ни у когО, нЕ с кем
Слайд 15 Определительные
ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ;
По своим
грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с именами прилагательными: изменяются по родам, числам, падежам и в предложении являются ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
Слайд 16Найдите в текстах местоимения и определите их разряды
Человек, который хочет стать
ученым, должен как можно скорее развивать в себе способность много работать. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важнее для учёного, - абсолютная честность. (М.Лаврентьев)
Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду.
(А.С. Пушкин)
С годами случалось так, что Аграфена начала думать нём как о родном человеке. Ей все чаще хотелось поговорить о нём с кем-нибудь, вспомнить старое. (К.Паустовский)
Слайд 17 Что у вас получилось?
Который, в себе, к этому, я,
он, себе, что, о нём, ей,
о нём, с кем-нибудь
Слайд 18 Проверь себя
Который – относительное,
В себе – возвратное,
К этому –
указательное,
Я, он – личные,
Себе – возвратное,
Что – относительное,
О нем, ей, о нем – личные,
С кем-нибудь – неопределенное
Слайд 20Укажите разряды местоимений
Чем богаты, тем и рады.
Сам не научишься, никто не
научит.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Храни себя от бед, пока их нет.
На каждый роток не накинешь платок.
Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому овощу свое время.
Не тот живет больше, чей век дольше.
Правда прямо идет, с нею не разминешься.
За чем пойдешь, то и найдешь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Слайд 21Выберите по одному местоимению и просклоняйте по падежам
1 группа.
Я тебе ничего
не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет
2 группа.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев
3 группа.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Слайд 22Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или
неправильно употреблены местоимения
У их отличная квартира в новом доме.
Я скучаю по Вам.
Мы ничего не знали о этой истории.
Ихний ребенок плохо воспитан.
Во сколько метров от школы находится стадион?
Мы решили зайти к ему в гости.
Своя будущая профессия мне очень нравится.
Слайд 23Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или
неправильно употреблены местоимения
У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
Слайд 24ОТРЕДАКТИРУЙ ТЕКСТ!
Весна на порог.. . Скоро весна вступ..т в св вступ..т в свои права. А сейчас еще м..розно ещё м..розно. М..розная погода продерж..т(?)ся недолго. Через ______ дней зас..я..т весе(нн,н)ее солнце и откро..т(?)ся настоящая весна. ______ ждут весну с (не)т..рпением.
Слайд 25Задание: распределите местоимения по
разрядам.
Слайд 26Синтаксическая роль местоимения
Определите, каким членом предложения являются местоимения:
С некоторых пор летают
какие-то мушки.
И вот уже несколько дней идет холодный дождь.
Ничем ничего не сделаешь.
Я услышал сегодня первый гром.
Это были его игрушки.
Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.
Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение – миниатюру о весне (5-6 предложений).
Выполните морфологический разбор одного местоимения.
Рефлексия.