Презентация, доклад по русскому языку на тему Лингвистика - наука о языке (5 класс)

Содержание

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.Н.В. Гоголь

Слайд 1Лингвистика – наука о языке
Урок русского языка
5 класс

Лингвистика – наука о языкеУрок русского языка5 класс

Слайд 2
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт

вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость

Слайд 3Что изучает лингвистика?
Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.

Языкознание учит правильно

произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Что изучает лингвистика?Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их

Слайд 4
Орфография
Фонетика
Графика
Орфоэпия
Лексика
Морфология
Пунктуация
Синтаксис
Текстоведение
Культура речи
Морфемика


Разделы лингвистики

Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речиМорфемика Разделы лингвистики

Слайд 5Работа с текстом
Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику.

Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении.
Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Работа с текстом		Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном

Слайд 6Задания к тексту
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны

ли вы с ней.
Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание.
Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Задания к текстуВыразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней.Выпишите выделенные слова,

Слайд 7Фонетика
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то

и подарок…
Н.В. Гоголь
Фонетика  Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…Н.В. Гоголь

Слайд 8Фонетика
Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».

Фонетика изучает звуки речи.

Звуки речи

способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?



ФонетикаФонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».Фонетика изучает звуки речи.Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых

Слайд 9Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии

ожили?


Рассмотрите фотоколлаж.  Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Слайд 10Транскрипция
Транскрúпция – фонетическая запись.
Транскрúпция → транскибúровать.
Основные знаки транскрипции:
[ ]

– границы транскрипции;
[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь;
[ ¯ ] – знак долготы звука.
[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.


Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись.Транскрúпция → транскибúровать.Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ]

Слайд 11Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.






Как

образуются звуки речи?
Какие бывают звуки?
Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.Как образуются звуки речи?Какие бывают звуки?

Слайд 12Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Слайд 15Гласные и согласные звуки
Гласные звуки (6) – состоят только из голоса;

могут быть ударными и безударными:
[а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Согласные звуки (36):
Глухие – образуются только шумом;
Звонкие – состоят из шума и голоса.


Гласные и согласные звукиГласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:

Слайд 17Согласные звуки
Непарные з в о н к и е:
[л] – [л,],

[м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,]
Непарные г л у х и е:
[х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,]
Непарные т в ё р д ы е:
[ж],[ш],[ц]
Непарные м я г к и е:
[ч,], [щ,], [j,]

Согласные звукиНепарные з в о н к и е:[л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,],

Слайд 18Задание
Произнесите вслух звуки:
[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
Охарактеризуйте их по плану:
Твёрдый или мягкий,

парный или непарный;
Звонкий или глухой, парный или непарный
ЗаданиеПроизнесите вслух звуки: [щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]Охарактеризуйте их по плану:Твёрдый или мягкий, парный или непарный;Звонкий или глухой, парный

Слайд 19Задание
Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание

слов, сделайте вывод.
Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
ЗаданиеСпишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.

Слайд 20Задания
Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:

Сварить, ссора,

сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
ЗаданияОпределите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить,

Слайд 21Задания
Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.

стал

– сталь, лук – люк, нос – нёс,
чайка – майка, край – кран,
мал – мял, удар – ударь
ЗаданияПрочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос

Слайд 22Задания
Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.

За

морем ц_ревна есть,
что не можно гла_ отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Месяц под к_сой блестит,
А во лбу зв_зда горит.
ЗаданияСпишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно

Слайд 23Задание
Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их

особенность и на что обращает внимание следующая запись?
[м,ич,ú] ˂ мячи? мечи?
[аб,ижат,] ˂ обижать? обежать?
[ув,идат,] ˂ увидать? увядать?
[атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?

Задание  Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает

Слайд 24Домашнее задание
Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э],

[ы].
Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.

[фс,о], [j,ош], [здат,].

Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Домашнее заданиеЗапишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия

Слайд 25
Презентацию подготовила –
Анисимова Инесса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы


МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Калининградской области
Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть