Слайд 1Лингвистика – наука о языке
Урок русского языка
5 класс
Слайд 2
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт
вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Слайд 3Что изучает лингвистика?
Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.
Языкознание учит правильно
произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Слайд 4
Орфография
Фонетика
Графика
Орфоэпия
Лексика
Морфология
Пунктуация
Синтаксис
Текстоведение
Культура речи
Морфемика
Слайд 5Работа с текстом
Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику.
Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении.
Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Слайд 6Задания к тексту
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны
ли вы с ней.
Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание.
Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.
Слайд 7Фонетика
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то
и подарок…
Н.В. Гоголь
Слайд 8Фонетика
Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».
Фонетика изучает звуки речи.
Звуки речи
способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.
Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
Слайд 9Рассмотрите фотоколлаж.
Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии
Слайд 10Транскрипция
Транскрúпция – фонетическая запись.
Транскрúпция → транскибúровать.
Основные знаки транскрипции:
[ ]
– границы транскрипции;
[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь;
[ ¯ ] – знак долготы звука.
[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.
Слайд 11Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.
Как
образуются звуки речи?
Какие бывают звуки?
Слайд 12Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?
Слайд 15Гласные и согласные звуки
Гласные звуки (6) – состоят только из голоса;
могут быть ударными и безударными:
[а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Согласные звуки (36):
Глухие – образуются только шумом;
Звонкие – состоят из шума и голоса.
Слайд 17Согласные звуки
Непарные з в о н к и е:
[л] – [л,],
[м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,]
Непарные г л у х и е:
[х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,]
Непарные т в ё р д ы е:
[ж],[ш],[ц]
Непарные м я г к и е:
[ч,], [щ,], [j,]
Слайд 18Задание
Произнесите вслух звуки:
[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
Охарактеризуйте их по плану:
Твёрдый или мягкий,
парный или непарный;
Звонкий или глухой, парный или непарный
Слайд 19Задание
Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание
слов, сделайте вывод.
Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
Слайд 20Задания
Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:
Сварить, ссора,
сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
Слайд 21Задания
Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.
стал
– сталь, лук – люк, нос – нёс,
чайка – майка, край – кран,
мал – мял, удар – ударь
Слайд 22Задания
Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.
За
морем ц_ревна есть,
что не можно гла_ отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Месяц под к_сой блестит,
А во лбу зв_зда горит.
Слайд 23Задание
Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их
особенность и на что обращает внимание следующая запись?
[м,ич,ú] ˂ мячи? мечи?
[аб,ижат,] ˂ обижать? обежать?
[ув,идат,] ˂ увидать? увядать?
[атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?
Слайд 24Домашнее задание
Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э],
[ы].
Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.
[фс,о], [j,ош], [здат,].
Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.
Слайд 25
Презентацию подготовила –
Анисимова Инесса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Калининградской области