Слайд 2
Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.
Язык - первое орудие труда, первая машина,
помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.
(Ж. Ростан)
Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия.
(Э. Роттердамский)
Слайд 3Беседа по вопросам:
Что объединяет эти высказывания о языке?
Как вы понимаете
второе высказывание? Раскройте его смысл.
Найдите слова с орфограммой "непроверяемые гласные в корне слова".
Назовите орфограммы в слове "объясниться".
Дайте толкование слов: язык, посредник, поработить.
Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
Слайд 4
1. Записать пословицы, графически объяснить написание
орфограмм.
(Не)б..льной пр..вередлив – боль. 2)
В х..роший год х..рош и
пр..плод.3) Го.. на го.. не пр..ходит(?)ся. 4) Пр..летели белые мухи.
5) Снегу наду..т – хлеба пр..будет. 6) Ф..враль три ч..са дня
пр..бавит. 7) Где кто р..дился, там и пр..годился. 8) Сч..стье не
птица, само не пр..летит. 9) Каков пр..вет, таков и ..твет. 10)
Правда не со..нце, её ладонью не пр..кроешь. 11) Как пр..шло, так
и ушло. 12) Опытному воину река не пр..града.
Слайд 5Омонимы и их употребление. Теория
Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся
одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка (скамья) – лавка (магазин); кормовой (находящийся на корме) – кормовой (служащий для корма); заставить (загородить, занять чем-либо пространство) – заставить (принудить).
Омонимы часто используются в художественной литературе как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможность для игры слов:
Слайд 6Задание: сравните значения выделенных слов и укажите, относятся ли они к
явлениям многозначности или омонимии
Заводской клуб – клуб дыма.
Гладить бельё – гладить волосы.
Затопить печь – затопить корабль.
Крутой берег – крутой кипяток.
Вид моря – открытка с видом на море – вид глагола.
Трубит горн – пылает горн.
Подошва туфель – подошва горы.
Серебряный подстаканник – серебряный иней.
Противотанковая мина – грустная мина.
Стальная игла – игла сосны.
Слайд 7Проверьте!
Омонимы
Заводской клуб – клуб дыма.
Затопить печь – затопить корабль.
Крутой берег –
крутой кипяток.
Трубит горн – пылает горн.
Вид моря – вид глагола.
Противотанковая мина – грустная мина.
Многозначные слова
Гладить бельё – гладить волосы.
Подошва туфель – подошва горы.
Серебряный подстаканник – серебряный иней.
Стальная игла – игла сосны.
Слайд 8Прочитайте предложения, найдите в них синонимы, укажите оттенки значений
В эту минуту
презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева.
Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах.
«Ты лжёшь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве. – Ты лжёшь самым бесстыдным образом!»
Слайд 9Правописание предлогов. Теория
Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис.
Производные предлоги
в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере и т.д. пишутся раздельно.
Слитно пишутся предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»), вместо, вследствие, наподобие, насчёт (в значении «о»), сверх. Исключение: иметь в виду.
4. У предлогов в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е. Предлоги в течение, в продолжение всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос как долго? Например: Был в командировке в течение (в продолжение) месяца. Сочетание с предлогом вследствие имеет причинное значение, например: Вследствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.
!Не смешивать написание предлога вследствие с написанием наречия впоследствии.
Слайд 10Списать, раскрывая скобки, устно объяснить написание предлогов
Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели;
наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа; не пойти на прогулку (в)следстви.. дождя; уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город.
Слайд 11От следующих существительных среднего и женского рода образуйте Р.п. мн.ч.
Окошки –
окошек, зёрнышки. Войско – войск, яблоко.
Число – чисел, кресло, бревно, полотно, волокно, ребро, ядро.
Одеяльце – одеялец, полотенце, блюдце. Болотце – болотцев, кружевце, копытце, корытце.
Ставня – ставен, басня, песня, домна. Ступня – ступней, западня, ноздря.
Кегля – кеглей, сакля, распря. Вафля – вафель, туфля, оглобля. Свадьба – свадеб, усадьба.
Слайд 12Записать слова и объяснить разницу в написании И или Ы.
До..сторический –
пред..стория;
сверх..скусный – без..скусный;
на..менование – без..мянный;
до..юньский – пред..юньский;
за..нтересоваться – без..нтересный.
Слайд 13В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна
и та
же буква?
Во..хождение, ра..чётный,бе..граничный
Камень пр..ткновения, пр..зрительный, пр..зентабельно
Спорт..гра, от..скать, меж..гровой
Меж..ярусный, под..ячий, под..ём
Слайд 14В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна
и та
же буква?
Бе..лекарственный, ра..паковать, бе..брежный
Пр..восходный, пр..вивка, без пр..крас
Вз..скать,без..дейный,без..нвентарный
Интерв..ю, лос..он, грузопод..ёмник
Слайд 15В каком ряду во всех трёх словах
пропущена одна и та
же буква?
Сверх..нтересный,воз..меть,раз..грывать
Сош..ёт, транс..европейский, медал..он
Прои..шедший,ра..планировать, ..гинуть
Пр..бор, пр..баутка, пр..тендовать
Слайд 16В каком ряду во всех трёх словах
пропущена одна и та
же буква?
Пр..митивный,пр..возмочь,пр..брежный
Бе..грешный, ра..шуметься, ра..жать
Пан..европейский, об..емлет, трёх..язычный
О..бойный, на..строить, по..ножка
Слайд 17В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Почти (не)умолкая, галдели
воробьи и сороки.
2) Исчезнуть Васильева заставили причины, следствием (не)установленные.
3)Претензии до сих пор (не)высказаны.
4) Фильм оказался (не)интересным, скучным.
Слайд 18Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции 1-го столбца подберите соответствующую позицию из 2-го столбца