Слайд 1Синтаксис
Основные единицы синтаксиса, строение словосочетания
Готовимся к экзамену
9 класс
11 класс
Слайд 2Содержание
Теоретический материал.
Практикум.
Задания на экзамене.
Слайд 3Основные единицы синтаксиса
Рассмотрите таблицу. В какой графе представлены единицы языка, которые:
называют предметы, их признаки;
более точно называют предмет;
отражают фрагмент действительности, имеют грамматическую основу, интонационно завершены;
состоят из связанных по смыслу предложений, расположенных в определённой последовательности?
Слайд 4Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение,
текст и правила их построения.
Слово – основная единица языка. В синтаксисе слово изучается не только как лексическая единица или часть речи, но и как член предложения.
Слова объединяются в словосочетания, которые выполняют номинативную функцию, то есть служат для называния предмета, признака, явления, действия, но более точно, чем слово.
Предложение и текст выполняют коммуникативную функцию, то есть служат для общения, обмена мыслями, чувствами, информацией.
Теория
Слайд 5Словосочетание
Из каких частей состоит словосочетание?
Как связываются слова в словосочетании?
Какими частями
речи могут быть выражены главные слова в словосочетании?
Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?
Что называет словосочетание?
Две самостоятельных части речи, главное и зависимое слово
По смыслу (с помощью вопроса) и грамматически
Существительное, глагол, наречие
Окончание зависимого слова или окончание и предлог
Предмет, явление, признак, действие, но более конкретно, чем слово
В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения и можно задать два вопроса, например: лететь (где?) над морем и лететь (над чем?) над морем.
Слайд 6Виды словосочетаний
Запишите словосочетания, определите, чем выражено главное и зависимое слово,
установите смысловую и грамматическую связь
Слайд 8Согласование -
такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
в тех же формах, что и главное:
Какой? Чей?
прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное
волшебный край
Какой?
Слайд 9Управление -
такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
при главном в определённом падеже
Вопросы косвенных падежей
выражается окончаниями зависимых слов и предлогами
написать другу
Кому?
Слайд 10Примыкание -
такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово
связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов
Вопросы наречий
наречие, категория состояния, деепричастие, инфинитив
сказал волнуясь
Как?
Слайд 11Заполните таблицу
Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать
до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка.
Слайд 12Практикум
Повторяем орфографию, предупреждаем ошибки в построении словосочетаний, учимся разбирать словосочетание
Слайд 13Сделайте полный разбор словосочетания
готовимся к экзаменам
к чему?
глагол
сущ.
Глагольное;
предложное управление.
Слайд 14Работаем по вариантам
Душистый цветок
Сорвать цветок
Очень душистый
Три цветка
Очень красиво
Что-то необыкновенное
Мечтать о
встрече
Ваза с узором
Игра в шахматы
Лететь на самолёте
Встречая товарища
Приехать учиться
Твоя тетрадь
Аккуратным почерком
Наивный по-детски
Невероятно скучно
Слайд 15Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужном падеже (с предлогом или
без)
Образец. Удивляться, восхищаться(терпение) – удивляться терпению, восхищаться терпением.
Тормозить, препятствовать (движение), писать, описывать (подвиги), платить, оплачивать (проезд), вера, уверенность (победа), начать, приступить (сессия), ценить, дорожить (время), доверять, полагаться (друг), беспокоиться, тревожиться (ребёнок), обидеться, обижен (несправедливым решением), упрекать, бранить (беспечность), предостеречь, предупредить (ошибка), отзыв, рецензия (спектакль).
Слайд 16Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужном падеже (с предлогом или
без)
Образец. Удивляться, восхищаться(терпение) – удивляться терпению, восхищаться терпением.
По просьбе, книга, думать (Ирина Васильевна), жить (Казань, Кубань, Сибирь, Дон, Белоруссия, Саратов), любоваться (город, Тюмень, Бородино), подарить (Лидия Сергеевна), идти (аллея), учиться (лицей), писать (карандаш), встретиться (товарищ), отпереть (ключ), пять (дача), десяток (груша), килограмм (помидоры, вишня), несколько (армяне), семь (песня), пара (носки, чулки).
Слайд 17Образуйте словосочетания, укажите тип подчинительной связи.
Сильный, ож…ги; робкий, ш…рох; мельничный, ж…рнов;
летающий, пч…лы; чугунный, рещ…тка; тонкий, беч…вка; плитка, ш…колад; рыболовный, крюч…к; испуганный, галч…нок; опытный, дириж…р; грош…вый, расходы; шустрый, девч…нка; холщ…вый, мешки; деш…вый, пр…парат; жж…ный, кофе; напряж…нный, положение; накрыться, плащ; ударить, нож; отп…реть, ключ; осв…тить, луч; бороться, саранча; моч…ный, яблоки; вооруж…ный, к…нфликт.
Слайд 18Образуйте словосочетания, укажите тип подчинительной связи.
Телефо…ый, звонки; ю…ый, спортсмен; серебря…ый, украшения;
собраться, гости…ая; глиня…ый, кувшин; кожа…ый, пиджак; оловя…ый, солдатики; песча…ый, р..внина; масл…ный, пятно; замасл…ый, рукава; ветре..ый, день; ветр…ый, мельница; муравь…ый, тропа; станцио…ый, постройка; рассея…ый, ученица; поноше..ый, пальто; подержа…ный, вещи; сушё…ый, фрукты; стриже…ый, новобран…ц; выстриж…ый, ч..лка; тка…ый, золото.
Слайд 19Образуйте словосочетания, укажите грамматическую связь . Вспомните правописание причастий.
Стро…щийся, здание; стел…щийся,
туманы; колебл…щийся, почва; бор…щийся, ребята; плещ…щийся, волна; та…щий, снега; скач…щий, всадники; засе…ый, поля; раскле…ый, афиши; накач…ый, шины; брош…ый, камни; расколо…ый, орехи; купл…ый, книга; посе…ый, пшеница; провер…ый, тетради; развеш…ый, картины; развеш…ый, продукты; окле…ый, стены; пристрел…ый, ружьё; пристрел...ый, волк; зажж…ый, фонари.
Слайд 20Спишите, раскрывая скобки. Вспомните правописание наречий.
Сыграть (в)ничью, брать (в)займы, вернуться (во)свояси,
идти (в)разалку, построиться (по)одному, двигаться (по)одиночке, работать (в)одиночку, читать (в)слух, взглянуть (в)верх, вывернуть (на)изнанку, взгляд (ис)(под)тишка, достать (из)(под)мышек, подарить (на)память, ходить (на)цыпочках, бежать (без)оглядки, работать (без)устали, спрыгнуть (на)ходу, говорить (по)французски, услужить (по)медвежьи, жить (по)новому, начинать (с)начала, прийти (во)время, нестись (в)скачь, перейти (в)брод.
Слайд 21Способы
связи слов в словосочетаниях
Готовимся к ОГЭ
Слайд 22Готовимся к ОГЭ
В большинстве экзаменационных тестов задание В2 сформулировано так:
Замените словосочетание
ОЗИРАЛАСЬ испуганно (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
или так:
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ косынкой (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 23
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном
словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ИСПУГАННО.
Слайд 24
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
2. Главное слово оставляем
без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Слайд 25
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
3. Теперь в центре внимания -
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании – прилагательным, при управлении – существительным.
Слайд 26
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
4. Читаем в задании,
какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ИСПУГАННО- ОЗИРАЛАСЬ С ИСПУГОМ).
Слайд 27
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
Читаем в
задании, какой тип связи мы должны получить. Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ КОСЫНКОЙ - КОСЫНКОЙ БАБУШКИ).
Слайд 28
СОВЕТЫ, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений:
5. Обратите также внимание
на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ КОСЫНКОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (КОСЫНКОЙ БАБУШКИ).
Слайд 29
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель –
5. плюшевый медвежонок –
6. клетчатый шарф –
7. золотое кольцо –
Слайд 30
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
Слайд 31
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
Слайд 32
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
1. каша из гречки –
2. снаряд для спорта –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
Слайд 33
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
10.ком снега –
11.судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -
Слайд 34
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ .
1. жалостно посмотрел –
2. осторожно слез –
3. спокойно делал –
4. беззаботно жил -
5. бесшумно едет -
6. бесстрашно бросился –
7. бездушно пел –
Слайд 35
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО
СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ.
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -
Слайд 36 1. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на
основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2
2. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 37 3. Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ построенное на основе связи
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В2
4. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 38 5. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В2
6. Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 39 7. Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ, построенное на основе связи согласование, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2
8. Замените словосочетание ЛЮДСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 40 9. Замените словосочетание СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ, построенное на основе связи согласование, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2
10. Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО УХОДИТЬ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 41Успеха на экзамене!
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Помните!