Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Юрюзань»
Проект
по русскому языку
«Пословица
недаром молвится»
Юрюзань, 2020 г.
Выполнил
Ученик 6 б класса
Потапов Дмитрий
Наставник:
Привалова Ольга Юрьевна
Слайд 3Введение
Пословицы и поговорки существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён
многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.
Слайд 5Теоретические основы
Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие
народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.
Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные как предложения, нередко оформленные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный характер.
Слайд 7Теоретические основы
Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то
явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер. В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: "яйца курицу не учат"; "слово не воробей".
Слайд 9Прямой и переносный смысл пословиц.
Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому
не так просто понять пословицу: в них часто говорится о предмете, казалось бы, к нашей жизни не имеющем никакого отношения, но оказывается, что это относится непосредственно к нам.
Слайд 11Источники появления пословиц.
Основным источником народных пословиц и поговорок является сама жизнь. Подобные
пословицы и поговорки связаны с самыми разнообразными сторонами жизни.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.
Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: "Бог дал, Бог взял".
Слайд 13Источники появления пословиц
И.А. Крылов:
«Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне
там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта», «Любви все возрасты покорны», у А.С. Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей.
Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету.
Слайд 15Тематические группы пословиц.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица
всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Пословицы о Родине.
Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
Слайд 17Тематические группы пословиц
Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Призывают защищать и любить свою Родину:
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Родина – мать, умей за неё постоять. Пословицы о семье.
Именно в семье лежат корни русской духовности.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.3 Пословицы о труде.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Слайд 19Тематические группы пословиц.
4. Пословицы об учёбе.
Всегда русский народ с уважением относился
к учению, к образованию.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
5. Пословицы о человеке, о его недостатках.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Слайд 21Тематические группы пословиц.
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти,
ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.
Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.
Слайд 23Практическая часть
Анализ учебника «Русский язык» 6 класс под ред. Т.А. Ладыженской. Современные
подростки очень мало читают. Многие из них изучают только учебники, поэтому мне было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) неисчерпаемые возможности русской пословицы, а значит, любой школьник может пополнить свой словарный запас этими краткими и образными выражениями. . Наиболее широко пословицы представлены в разделе «Глагол». Попробую проанализировать их с точки зрения тематики.
При изучении темы «Не с глаголами» в упражнении 609 приведены пословицы с указанной орфограммой.
Слайд 25Практическая часть
(Лентяю всё неможется да нездоровится. Дело делать и за себя
не может, а кричит за всех. Без труда не проживёшь. Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.) При изучении темы «Неопределённая форма глагола» в упражнении 629 дана часть пословицы, нужно завершить высказывание, подобрав подходящий глагол-антоним.
Пословицы говорят об ответственности за свои поступки (Любишь брать, люби и отдавать. Умел потерять, умей и найти.) При повторении темы авторы учебника вновь обратились к пословице (упр.700). «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» - именно этот навык отрабатывается на примере пословиц
Слайд 27Заключение
Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной
и поэтической ценности.
Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.
Таким образом, пословицы продолжают бытовать в народе и радуют не только метким наблюдением, но и тем, как образно оно выражено.
Слайд 28Список литературы
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы
языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69.
7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
8. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
10. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.
11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулиба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс//Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014.
12. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 191 с.
13. Тупицина Т.С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.
14. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Вече, 2006. – 304 с.
Слайд 29Анкетирование учащихся
6-А и 6-Б классов
1.Знаете ли вы, что такое пословицы
и поговорки?
2.Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?
(Часто? Иногда? Редко?)
3.Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?
4.Объясните прямой и переносный смысл пословиц.
Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:
-Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
-После драки кулаками не машут.
-Цыплят по осени считают.
-Лес рубят - щепки летят.
Слайд 30Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Юрюзань»
Проект
по русскому языку
«Пословица
недаром молвится»
Юрюзань, 2020 г.
Выполнил
Ученик 6 б класса
Потапов Дмитрий
Наставник:
Привалова Ольга Юрьевна