Слайд 1Типичные ошибки при комментировании сформулированной проблемы исходного текста
Подготовила:
Лаврентьева О.В.,
учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 76» Ленинского района
г. Саратова
Слайд 2К2: комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Слайд 3К2: комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Слайд 4К2: комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Слайд 5Типичные ошибки
при комментировании проблемы:
комментарий подменяется пересказом;
излишне подробно цитируется
исходный текст;
формулируется одна проблема,
а
комментируется другая;
при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Слайд 6Задача:
Комментарий выделенной проблемы
показывает, насколько глубоко и полно
ученик понял эту проблему, сумел
увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.
Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать,
насколько правильно
экзаменуемый понял текст.
Слайд 7Определение
Комментарий – рассуждения, пояснительные
замечания по поводу чего-либо
(Большой толковый словарь русского языка
под ред. Д.Н. Ушакова)
Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания;
3.толкование
(Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Комментарий к проблеме – это рассуждения,
пояснительные замечания по поводу проблемы
текста, объяснение того, как проблема
раскрывается в этом тексте.
Слайд 8Обдумываем комментарий:
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет
автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
Комментарий должен объяснить
авторский взгляд на поставленный вопрос.
Слайд 9
Можно выделить два типа
комментария
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен
опираться на прочитанный текст.
Текстуальный
представляет собой
объяснение текста,
следование за автором в раскрытии проблемы
Концепционный
в центре внимания
интерпретация проблемы текста, ее актуальность,
столкновение различных
мнений по данному вопросу
Слайд 10Конкретизировать содержание комментария
можно с помощью следующих вопросов:
1. Как, на каком материале
автор раскрывает проблему?
2. На чем заостряет внимание? Почему?
3. Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
4. Какие эмоции автора выражены в тексте?
5. Как выражено отношение автора к
изображаемому? В чем это проявляется?
6. Какие средства выразительности помогают
выявить авторское отношение к проблеме?
Слайд 11Можно найти ответы на
следующие вопросы:
1. К какому типу принадлежит эта проблема?
(Социальная,
философская, экологическая,
нравственная и т.п.)
2. Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
3. Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
4. Почему эта проблема привлекла внимание автора?
5. К каким выводам автор подводит читателя?
Слайд 12Мы отвечаем на вопросы
• Что делает автор исходного текста?
(рассуждает, описывает, повествует).
•
На какие аспекты этой проблемы он
особо обращает внимание?
• Что особенно его волнует?
Слайд 13Нужно помнить!!!
Комментарий – не пересказ!!!
• Это рассуждение по поводу основной (только
одной) проблемы текста.
• Задача – прокомментировать только сформулированные проблемы только данного текста!!!
Слайд 14Мы
-не пересказываем текст,
-не говорим об авторской позиции,
-не высказываем своего отношения,
-не рассуждаем
по поводу всех
проблем текста, а только
одной!
Слайд 15Как проверить себя?
Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст,
понять,
над какой
проблемой размышлял его автор.
Слайд 16
Речевые образцы для комментирования сформулированной проблемы
-Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает)
интересную (сложную, серьезную, неразрешимую, злободневную, острую) проблему…
-Самыми убедительными доводами являются …
-Автор исследует… на основе этого делает вывод о…
-Свои рассуждения… начинает с замечания о том, что..
-Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…
-Автору не все кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…
-…! Сколько написано (говорилось) об этом. Но такой, казалось бы, надоевшей проблеме автор придает новое звучание.
Слайд 17Речевые образцы для комментирования сформулированной проблемы
Одобрение:
• Автор восхищается ...;
• поражается ...,
удивляется ...;
• словно приглашает вместе с ним
полюбоваться ...;
• с интересом наблюдает за тем ...;
• любуясь (чем-то), создает словесную картину;
• как добрый друг и мудрый советчик, автор
беседует с нами о…
Слайд 18Речевые образцы для комментирования сформулированной проблемы
Нейтральная позиция (констатация фактов):
• Автор размышляет
о ...;
• словно приглашает читателя к диалогу ...;
• делится своими мыслями, наблюдениями ...;
• ставит перед читателями важную,
злободневную проблему ...;
• пытается объяснить сложные философские
понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Слайд 19Полезные советы:
Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора.
К сожалению, в
сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.
Слайд 20Полезные советы:
Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его
«рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку.
Лучше использовать слова
текст, фрагмент, отрывок.
Слайд 21Полезные советы:
Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки,
иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
Слайд 22Примеры из сочинений
(диагностическая работа по русскому языку
статГрад 2016-2017 УЧ. Г.
09.11.2016)
…У всех разные радости в жизни. Удивление может вызвать практически все что угодно, при условии, что оно оказывается неожиданным или ошибочно ожидавшимся. Многие люди стараются скрыть свое удивление и показать безразличие. Умение удивляться раскрывает удивительный мир…
…«Однажды Архимед сел в ванную и вдруг почувствовал…», - именно так отвлеченно и непринужденно начинает свое повествование Л. И. Лиходеев, рассуждая над этим сложным и, как мне кажется, очень актуальным вопросом. Приводя в пример исторические факты из жизни Архимеда, Ньютона, рассказчик говорит о том, что «если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете»…