Слайд 1Приемы сжатия.
Обобщение.
9 класс
Слайд 2ОБОБЩЕНИЕ
(ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)
- замена однородных членов обобщающим понятием,
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,
- обобщение содержания.
Слайд 3Обобщение или объединение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей
предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Слайд 4При обобщении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на
основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 51.Прочитайте текст. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?
Он был «един и
многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)
Слайд 6Проверим
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром
Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
Слайд 72. Прочитайте текст. Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).
Не
менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)
Слайд 8Проверим
Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой
листве деревьев.
Слайд 93. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую
часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
По Д. С. Лихачёву)
Слайд 10Проверим
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого
связан с именами известных архитекторов.
Слайд 114. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
Можно
ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?
(По И. Милославскому)
Слайд 12Проверим
Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?
Слайд 135. Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление
об этом.
Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.
(По материалам сайтов Интернета)
Слайд 14Проверим
Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы
охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?
Слайд 156. Прочитайте текст. Сократите его вдвое.
Эти трое были живые, смешливые, острые на
язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)
Слайд 16Проверим
Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах.
Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово)