Презентация, доклад по русскому языку на тему Учёные-лингвисты

Содержание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а

Слайд 1Тема урока:

«Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского

языка »








Тема урока: «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка »

Слайд 2ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех

языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.

Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии
( 5-4 вв. до н. э.),

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях,

Слайд 3Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).

Ломоносов М.В.
М.В.Ломоносов – один

из первых лингвистов, изучавших законы и формы русского языка.

Востоков А.Х.

А.Х.Востоков - выдающийся русский языковед, положил начало научному изучению истории славянских языков.  
 

Потебня А.А.

А.А. Потебня –выдающийся русский языковед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.

Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).Ломоносов М.В.М.В.Ломоносов – один  из первых лингвистов, изучавших законы

Слайд 4Игра: «Лингвистическое лото»
Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология,
пунктуация, стилистика,

этимология, орфография.
Игра: «Лингвистическое лото»Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология,пунктуация, стилистика, этимология, орфография.

Слайд 5В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы —

Московская и Казанская.

Их основателями были два великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

Фортунатов Ф.Ф.

Бодуэн де Куртенэ И.А.

В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская.  Их основателями

Слайд 6Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914)
Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед.

Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет.
За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской лингвистической школы.

Профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков

Филипп Федорович Фортунатов  (1848–1914)   Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в

Слайд 7Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова
Фортунатов особенно активно занимался сравнительно - историческим

языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности.
Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.
Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова  Фортунатов особенно активно занимался сравнительно - историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности.

Слайд 8МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
Шахматов А.А.
Покровский М.М.
Ушаков Д.Н.
Петерсон М.Н.
Аванесов Р.И.
Реформатский А.А.
Томсон А.И.
Пешковский

А.М.
МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Шахматов А.А.Покровский М.М.Ушаков Д.Н.Петерсон М.Н.Аванесов Р.И.Реформатский А.А.Томсон А.И.Пешковский А.М.

Слайд 9Морфология включает в себя:
учение о словоизменении в языке
(склонении

и спряжении);
учение о структуре слова
(морфемику);
учение о частях речи;
учение о словообразовании.
Морфология включает в себя: учение о словоизменении в языке  (склонении и спряжении); учение о структуре слова

Слайд 10Морфологические нормы современного языка
«Современные школьники должны бережно относиться к

родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении основ науки о языке.»

(Произведите морфологический и словообразовательный разбор выделенных слов).
Морфологические нормы современного языка  «Современные школьники должны бережно относиться к родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской

Слайд 11ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ
Родился 3 ноября 1929 года в Варшаве.
По

родословной легенде происходил из
древнего французского рода Куртене,
который выводил себя от короля
Людовика VI.
В 1875 учёный стал профессором, а в
1897 членом-корреспондентом Академии
наук. Работал в Казанском (1874—1883),
Юрьевском (1883—1893), Краковском
(1893—1899), Петербургском (1900—1918)
университетах. Основал Казанскую
лингвистическую школу

Русский и польский языковед

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ  БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕРодился 3 ноября 1929 года в Варшаве.По родословной легенде происходил издревнего французского

Слайд 12Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене


Бодуэн де

Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам.
Ученый доказал, что сущность языка - в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности.
Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва.
И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.
Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене    Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о

Слайд 13Казанская лингвистическая школа
Богородицкий В.А.
Булич С.К.
Крушевский Н.В.
Представители Казанской лингвистической школы: Александров Александр

Иванович
Анастасиев Андрей Иванович
Архангельский Александр Семенович
Богородицкий Василий Алексеевич
Булич Сергей Константинович
Владимиров Петр Владимирович
Крушевский Николай Вячеславович
Кукуранов Николай Сергеевич
Радлов Василий Васильевич

Казанский университет

Казанская лингвистическая школаБогородицкий В.А.Булич С.К. Крушевский Н.В.Представители Казанской лингвистической школы: Александров Александр Иванович Анастасиев Андрей ИвановичАрхангельский Александр

Слайд 14Современные фонетические нормы

«Русский язык – это научная система, развивающаяся по

своим законам и являющаяся предметом изучения ученых-лингвистов».

(Произведите фонетический разбор выделенного слова).
Современные фонетические нормы «Русский язык – это научная система, развивающаяся по своим законам и являющаяся предметом изучения

Слайд 15Подведение итогов урока
1. Русский язык – это научная система.

2. Русские лингвисты внесли огромный
вклад в развитие как мирового, так и
отечественного языкознания. Российские ученые - пример для молодого поколения
3. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.
Подведение итогов урока 1.  Русский язык – это научная система. 2. Русские лингвисты внесли огромный

Слайд 16Домашнее задание:
«Подготовьте сообщение о любом
представителе Московской или Казанской

лингвистической школы, о котором вы услышали сегодня. Расскажите о его вкладе в изучении русского языка».
Домашнее задание:  «Подготовьте сообщение о любом представителе Московской или Казанской лингвистической школы, о котором вы услышали

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть