Презентация, доклад по русскому языку на тему: Царственное слово (художественный стиль речи)

Содержание

План сообщения о стилеСфера примененияЗадачиОсновные особенностиЯзыковые средства (особенности)ЛексическиеМорфологическиеСинтаксические Типы речиЖанры

Слайд 1Художественный стиль речи,
или язык художественной литературы

Художественный стиль речи,или язык художественной литературы

Слайд 2План сообщения о стиле
Сфера применения
Задачи
Основные особенности
Языковые средства (особенности)
Лексические
Морфологические
Синтаксические
Типы речи
Жанры

План сообщения о стилеСфера примененияЗадачиОсновные особенностиЯзыковые средства (особенности)ЛексическиеМорфологическиеСинтаксические Типы речиЖанры

Слайд 3Как простые слова становятся царственными
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к

смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
Как простые слова становятся царственными Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор, к смерти все готово.Всего прочнее на

Слайд 4
Художественная речь наполнена красотой и образностью. Это

благодаря царственному слову. Конечно. Это не то слово, что слетает с наших уст в ежедневной суете. Это то, что является поэту, писателю в минуты вдохновения.

Как используют богатства языка, в большей степени лексические, художники слова, которые, по словам Горького, из народного языка «сделали чудо»?

Как удается им достичь живости, наглядности, красочности описаний?
Художественная речь наполнена красотой и образностью. Это благодаря царственному слову. Конечно. Это не

Слайд 5Переносное значение слов
Слова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от

греческого тропос – «образ, поворот, оборот»).

Тропы нужны для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.
В этом случае самые обыкновенные слова приобретают большую выразительную силу.
Переносное значение словСлова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от греческого тропос – «образ, поворот, оборот»).

Слайд 6Писатели применяют одни и те же стилистические приёмы усиления выразительности речи,

а поэтические образы у них всегда самобытны. Сравните:

Под большим шатром голубых небес
Вижу даль степей зеленеется… (И.С.Никитин)

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака. ( А.А.Фет.)

Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака… (Н.А.Некрасов)

Небо как колокол, месяц – язык… (С.А.Есенин)


Писатели применяют одни и те же стилистические приёмы усиления выразительности речи, а поэтические образы у них всегда

Слайд 7Тропы
Эпитеты
Образные сравнения
Метафоры
Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры
Олицетворение
Гипербола
Перифраза

ТропыЭпитетыОбразные сравненияМетафорыМетонимия и синекдоха – «подруги» метафорыОлицетворениеГиперболаПерифраза

Слайд 8Эпитеты
Эпитеты (от греческого эпитетон - приложение) – слова, которые художественно определяют

предмет или действие. Чаще это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме, реже – в краткой.
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело…далече…мимо…(С. Есенин)

ЭпитетыЭпитеты (от греческого эпитетон - приложение) – слова, которые художественно определяют предмет или действие. Чаще это красочные

Слайд 9Классификация эпитетов

Классификация эпитетов

Слайд 10
Постоянные : ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ, ВЕТЕР БУЙНЫЙ, СЛОВО ВЕРНОЕ, МОРЕ

СИНЕЕ, БУРЯ ЧЕРНАЯ, и др.
Изобразительные: ОЗНОЕННЫЙ ТРОТУАР, ОПОЖАРЕННЫЙ ПЕСОК, ПОГУБЛЕННЫХ БЕРЕЗОК ВЯЛЫЙ ЛИСТ, ЕЩЕ СЫРОЙ, ЕЩЁ ЖИВОЙ И КЛЕЙКИЙ, КАК СЕНО ИЗ-ПОД ДОЖДИКА ДУШИСТ
Эмоциональные (передают настроение, чувства):
НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ… ТИХ МОЙ КРАЙ ПОСЛЕ БУРЬ, ПОСЛЕ ГРОЗ, И ДУША МОЯ – ПОЛЕ БЕЗБРЕЖНОЕ – ДЫШИТ ЗАПАХОМ МЕДА И РОЗ.

Постоянные : ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ, ВЕТЕР БУЙНЫЙ, СЛОВО ВЕРНОЕ, МОРЕ СИНЕЕ, БУРЯ ЧЕРНАЯ, и др.Изобразительные: ОЗНОЕННЫЙ

Слайд 11Образные сравнения
Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию

особую наглядность, изобразительность.

Вспомните, как может быть выражено сравнение в тексте.
Образные сравненияСравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.Вспомните, как может быть

Слайд 12сравнения
Нахмуренное, с прозеленью, небо,
Во мгле, как декорации, дома,
Асфальт

и воздух пахнут мокрым снегом,
И веет мокрым холодом зима.
(Н. Рубцов)
Глаза, как небо, голубые…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

сравнения Нахмуренное, с прозеленью, небо, Во мгле, как декорации, дома, Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом, И

Слайд 13Метафоры
Метафора (от греческого metaphora - перенесение)– перенос названия предмета (действия, качества)

на основании сходства обоих сопоставляемых явлений:
«говор волн», «бронза мускулов»,
«горит костер рябины красной».
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, связанными в нашем представлении с совершенно иным кругом понятий ( огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем)
МетафорыМетафора (от греческого metaphora - перенесение)– перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства обоих сопоставляемых явлений:

Слайд 14«Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство» (Аристотель)
«Природой здесь нам суждено в

Европу прорубить окно»; «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне», и др.
Метафорические эпитеты
Отговорила роща золотая…, разметался пожар голубой…,
«Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство» (Аристотель)«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»; «Словно я

Слайд 15Другие (нелитературные) метафоры.
Есть в языке метафоры, в которых художественный образ отсутствует.

Это так называемые «сухие» метафоры.
Когда человек придумал название для изогнутой трубы – колено он тоже использовал метафору.
Другие подобные примеры:
Хвостик петрушки, усы клубники, усы винограда, нос корабля, глазное яблоко, ножки стола, иголки хвойного дерева и др.
Другие (нелитературные) метафоры.Есть в языке метафоры, в которых художественный образ отсутствует. Это так называемые «сухие» метафоры.

Слайд 16Развернутые метафоры
Возникают, когда одна метафора влечет за собой новые, связанные с

ней по смыслу.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком…,
В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…,
Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту…

Развернутые метафорыВозникают, когда одна метафора влечет за собой новые, связанные с ней по смыслу.Отговорила роща золотая березовым

Слайд 17Метонимия и синекдоха – разновидности метафоры
Шипенье пенистых бокалов… (Пушкин)
Я три тарелки

съел… (Крылов)
Все флаги в гости будут к нам… (Пушкин)
Задумаемся, что шипит: бокалы или пунш, налитый в них? Что съел: уху или тарелки?
В гости прибудут представители государств или флаги? Это примеры метонимии (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности).
Прошло у вас горло? Они не виделись с Москвы. Мама после чая продолжала вязать. Фарфор и бронза на столе.

Метонимия и синекдоха –  разновидности метафорыШипенье пенистых бокалов… (Пушкин)Я три тарелки съел… (Крылов)Все флаги в гости

Слайд 18Метонимия и синекдоха – разновидности метафоры
Очень близка к метонимии синекдоха. Она

состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.
Например:
На восток, сквозь быт и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа,
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат-француз, британец-брат,
Брат-поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…
Метонимия и синекдоха –  разновидности метафорыОчень близка к метонимии синекдоха. Она состоит в замене множественного числа

Слайд 19Олицетворение
Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
Звезда с

звездою говорит. Море дышит полной грудью…; волны бегут, ласкаются к берегу…; лес настороженно молчит…; травы шепчутся с ветром…; озера смотрят в бесконечные дали…; сбежались отовсюду облака … и т.д.
ОлицетворениеНаделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.  Звезда с звездою говорит. Море дышит полной грудью…;

Слайд 20Гипербола и литота
Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, называется гиперболой.
Образное

выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого, называется литотой.
Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. При одном предположении подобного вы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи, что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!
Мальчик с пальчик, море по колено, капля в море; три часа пряла, а три нитки напряла.
Гипербола и литотаОбразное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, называется гиперболой.Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого,

Слайд 21Перифраза
Перифразой (от греческого periphrasis – иносказание, peri - вокруг) называют

описательное выражение, в котором указаны признаки не названного прямо предмета.
Страна восходящего солнца (Япония), солнце русской поэзии (Пушкин), город на Неве (Петербург),наши меньшие братья (животные).
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…
Меж тем как сельские циклопы (кузнецы) перед медлительным огнем российским лечат молотком изделье легкое Европы (карета).
Перифраза Перифразой (от греческого periphrasis – иносказание, peri - вокруг) называют описательное выражение, в котором указаны признаки

Слайд 22АНАФОРА
(греч. аnaphora – вынесение вверх)
Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении

одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Грозой снесенные мосты
Гроба с размытого кладбища
Черноглазую девицу
Черногривого коня.
Не напрасно дули ветры
Не напрасно шла гроза



АНАФОРА(греч. аnaphora – вынесение вверх)  Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в

Слайд 23ЭПИФОРА
(греч.- epiphora- epi-после,phoros-несущий).
Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся

в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха,строфы, предложения)
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне место в тихом доме
Возле мирного огня!
ЭПИФОРА  (греч.- epiphora- epi-после,phoros-несущий).  Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же

Слайд 24Риторический вопрос
Риторический вопрос – стилистическая фигура, вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или

отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
На кого не действует новизна? (А.П.Чехов)
Риторический вопросРиторический вопрос – стилистическая фигура, вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который

Слайд 25Риторическое обращение
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание

адресуется неодушевленному предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин)
Риторическое обращение Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлечённому понятию,

Слайд 26ПАРАЛЛЕЛИЗМ
(греч parallelos – рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных

членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.
Параллелизм отрицательный – параллелизм, построенный на отрицательном сравнении.
Не стая воронов слетелась
На груды тлеющих костей,
За волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собралась.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ(греч parallelos – рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков

Слайд 27ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
(фр. рarcelle, от лат.particula - частица)
Такое членение предложения, при

котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. У Елены беда стряслась. Большая.
Флеров – всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ(фр. рarcelle, от лат.particula - частица)  Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть