Слайд 2король Язык и королева Грамматика
Слайд 4Слуги
Сущ.
Прил.
Гл.
Мест.
Числит.
Нар.
Пред.
союз
Межд.
Слайд 8Молоко, сахар, чай,…
( употребляются только в ед. ч.)
Консервы, макароны,…
( употребляются
только во мн. ч.)
Продолжите каждый ряд
Слайд 9Поставьте существительные ед. ч. во мн. ч. Обозначьте окончания.
Звено, книга, жеребенок,
профессор, край, крыло, окно, поле, инженер, лисёнок, друг, конь, стол, медвежонок, мастер.
Слайд 10Поставьте существительные в ед. число. Подберите прилагательное.
Ежи – колючий ёж.
Мячи,
котята, песни, окна, ключи, земли, облака, цыплята, овраги, рощи, деревья, мышата.
Вывод:
Имена существительные употребляются в ед. ч. и во мн. ч.
Существуют имена существительные, которые употребляются только в ед. ч. или только во мн. ч.
Слайд 12Составьте небольшой рассказ, используя существительные:
осень, лес, солнце, листопад…
Слайд 14Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род.
Друг, ночь, радость,
холод, утро, свет, юг, вход, дружба, начало, добро, правда, шум, небо, жизнь.
Слайд 15Вставьте пропущенные буквы, определите род имен существительных.
1 команда: Золот… м..даль, солдатск…
ш…нель, звучн… р…яль.
2 команда: высок… топ…ль, вкусн… кофе, красив…тюль.
3 команда: жарен…картофель, вкусн… кака…, яблочн… повидл…
(что?)
Заполнить именами нарицательными
Собственные (кто?)
Заполнить именами собственными
Слайд 18Приведите пример слова, где имя существительное может одновременно быть нарицательным и
собственным.
Слайд 20Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Слайд 22И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п.
кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?
Слайд 24Вставьте пропущенные буквы, определите падеж, выделите окончания имен существительных.
1 команда: плыли
на лодочк…, капало с крыш…, струился по долин…, сидит у речк…, появились на полянк…
2 команда: о весеннем денёчк…, в зеленом наряд…, сидит на листик…, живет в скворечник…, говорил о дождик…
3 команда: искал до ноч…, лежит на скатерт…, полосы от гряз…, беспокоиться о дочер…, просил о помощ…
Слайд 25Вывод:
Ь после шипящих пишется в именах существительных 3 склонения:
рожь, мышь,
дочь.
После шипящих мягкий знак не пишется:
1.У существительных 2 склонения : мяч, калач, шалаш.
2. У существительных во мн. ч. в Р. п.
много задач, у дач, с крыш.
Слайд 26Поставьте существительные в Т. п. ед. ч.
1 команда: врач, товарищ, шалаш
2
команда: плащ, сердце, задача
3 команда: полотенце, палач, малыш
Слайд 27Под ударением в окончании пишется – о , в безударном положении
– Ё, Е
Слайд 29Произведите морфологический разбор имен существительных
1 команда: В эти осенние дни на
разноцветном ковре увидишь серые тени.
2 команда: Осенние ветерки пахли свежескошенной травой и пожухлыми листьями.
3 команда: От каждого дерева тянется по земле цветная лента.