Слайд 1Тема урока
Сжатое изложение публицистического текста
Слайд 2Цели урока
1.Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста.
2. Развивающая: способствовать развитию
быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений, воспитание человечности.
Слайд 3«Истинный патриотизм в том, чтобы,
обогащая других, обогащаться самому духовно».
Д.С. Лихачёв
Слайд 5Задача сжатого изложения
Кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную
информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
Слайд 6Способы и приёмы сжатия текста
1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное,
а затем убрать подробности.
2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Слайд 7Способы и приёмы сжатия текста
3.Упрощение
Мы можем упростить сложное и длинное предложение,
то есть разбить его на простые. Конечно, этот прием нужно использовать совместно с другими. Практически любое сложноподчиненное предложение можно заменить простым.
Слайд 8Инструкция «Как писать сжатое изложение»
Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
Найдите среди
них главную мысль.
Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Слайд 9Словарная работа
Задача – это то, что требует исполнения, решения (поставить
задачу, выполнить задачу, учебная задача, жизненная задача)
Цель – это то, что нужно осуществить, это предмет стремления (благородная цель, достичь цели)
Сознательно – правильно оценивать окружающее, правильно разбираться в окружающей действительности (сознательное отношение, сознательно выбирать)
Интуитивно – чутко, тонко , проникновенно понимать суть чего-нибудь (человек большой интуиции, интуитивно выбирать)
Карьера – путь к успехам, видному положению в обществе (сделать карьеру, блестящая карьера)
Слайд 10Словарная работа
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать
нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы
Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека
Слайд 11Поработаем с текстом Д.С.Лихачёва.
Слайд 12ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
Я не люблю определений и
часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.