Презентация, доклад по русскому языку на тему Различай родственные слова и их формы (5 класс)

Содержание

Тема урока.Различай слова и их формы.

Слайд 1Морфемика. Орфография. Культура речи.
Урок русского языка в 5 классе.

Морфемика. Орфография. Культура речи.Урок русского языка в 5 классе.

Слайд 2Тема урока.
Различай слова и их формы.

Тема урока.Различай слова и их формы.

Слайд 3Цели урока:
Узнать, как образуются новые родственные слова, а как новые формы

слова.





Научиться отличать родственные слова от форм одного слова.
Развивать речь.
Цели урока:Узнать, как образуются новые родственные слова, а как новые формы слова.Научиться отличать родственные слова от форм

Слайд 4Пронаблюдайте за словами. Как и почему изменилось значение каждого из слов?

С помощью каких частей речи слова поменяли значение?

Приехал, уехал, поехал.
Ключ, ключик.
Большой большущий.

Пронаблюдайте за словами. Как и почему изменилось значение каждого из слов? С помощью каких частей речи слова

Слайд 5Запомни!
Морфема – минимальная значимая часть слова, то есть это приставка, корень,

суффикс, окончание.
А значимая часть она потому, что имеет смысловое значение.
Например, дом – домик.
Запомни!Морфема – минимальная значимая часть слова, то есть это приставка, корень, суффикс, окончание.А значимая часть она потому,

Слайд 6Чем интересна лексика этого стихотворения? Выпишите слова с корнем снег -

с новым лексическим значением.

Снежная сказка.
Пропл…сали по снегам
Снежные м…тели.
Снегири сн…говикам
Песню просв…стели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Весело летят снежки,
Режут лёд снегурки.

Чем интересна лексика этого стихотворения? Выпишите слова с корнем снег - с новым лексическим значением.

Слайд 7Проверка.
Снегам, снежные, снегири, снеговик, заснеженной, снежки, снегурки.

Проверка.Снегам, снежные, снегири, снеговик, заснеженной, снежки, снегурки.

Слайд 8Можно ли слова правого столбика назвать новыми, то есть словами с

новым лексическим значением?

Снег – по снегам, под снегом, нет снега.
Снежные – снежная, снежной, снежному.

- Что изменилось в этих словах?
- О чём они сигнализируют?
Новые формы.

Можно ли слова правого столбика назвать новыми, то есть словами с новым лексическим значением?Снег – по снегам,

Слайд 9Запомни!
При изменении окончания, изменяется форма слова (лексическое значение не меняется).

При изменении приставки или суффикса образуются новые родственные слова с новым лексическим значением.
Запомни!При изменении окончания, изменяется форма слова (лексическое значение не меняется).  При изменении приставки или суффикса образуются

Слайд 101. Можно ли назвать однокоренными словами?
Мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок.


Назовите корень

и объясните, что он означает?
Какое слово среди приведённых является не новым словом, а лишь новой формой одного из них?
1. Можно ли назвать однокоренными словами?Мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок.Назовите корень и объясните, что он означает?Какое слово

Слайд 11Проверка.
Промок – прошедшее время от глагола промокнуть.

Проверка.Промок – прошедшее время от глагола промокнуть.

Слайд 122. Можно ли назвать однокоренными слова?
Оса, осиный (рой), подосиновик.

- Докажите, что

здесь две лексические группы, назовите их.
2. Можно ли назвать однокоренными слова?Оса, осиный (рой), подосиновик.- Докажите, что здесь две лексические группы, назовите их.

Слайд 133. Один человек объяснил, растолковал слова так (запишем):
Прихрамывать – значит находиться

при храме.
Подорожник - это человек, который продаёт подороже.
Почему мы поставили тире?
Можете ли вы возразить толкователю слов?
В каком явлении русского языка он не разбирается?
3. Один человек объяснил, растолковал слова так (запишем):Прихрамывать – значит находиться при храме.Подорожник - это человек, который

Слайд 144. Образуйте от данного слова два однокоренных и две новые формы.
1

вариант: скрип - …
2 вариант: луна - …
4. Образуйте от данного слова два однокоренных и две новые формы.1 вариант: скрип - …2 вариант: луна

Слайд 155. Кто знает, как объяснить происхождение названий дней недели? И опять

корень слова нам поможет растолковать его смысл.

Вторник - …
Среда - …
Четверг - …
Пятница - …

5. Кто знает, как объяснить происхождение названий дней недели? И опять корень слова нам поможет растолковать его

Слайд 16Сочиним свою сказку. Как? Запишем начало: … В сказке создайте гнёзда однокоренных

слов.

Жил-был маленький, беззащитный, одинокий корень –уч-.

Сочиним свою сказку. Как? Запишем начало: … В сказке создайте гнёзда однокоренных слов.

Слайд 17Домашнее задание.






Параграф 69. 70, упр. 370

Домашнее задание.Параграф 69. 70, упр. 370

Слайд 18Подведём итоги.
При помощи чего образуются
новые родственные слова?
При помощи чего


образуются формы слова?
Что такое морфема?
Что такое морфемика?
Подведём итоги.При помощи чего образуются  новые родственные слова?При помощи чего   образуются формы слова?Что такое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть