Слайд 1ОГЭ
Задание №9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения
Слайд 2Пример задания: Среди предложений№… найдите предложение с обособленными однородными определениями
Слайд 3Что нужно знать?:
Что такое однородные члены предложения;
Что такое обособленные определения;
Что такое
обособленные обстоятельства;
Что такое обособленные приложения;
Что такое обособленные дополнения.
Слайд 4Однородные члены предложения
Являются одним и тем же членом предложения,
отвечают на
один и тот же вопрос,
относятся к одному и тому же слову,
произносятся с интонацией перечисления.
Слайд 5Однородные члены могут связываться при помощи сочинительных союзов или бессоюзной связью:
Приветливость
и доброта делают человека физически здоровым.
Манера, одежда, походка должны быть сдержанными.
Слайд 6Не являются однородными членами:
Повторяющиеся слова:
Еду, еду в чистом
поле;
2. Фразеологизмы:
И стар и млад; И день и ночь; Ни тони сё;
3. Части составного сказуемого:
Пойду посмотрю расписание уроков.
Слайд 7Предложения с обособленными членами
(обособление – выделение запятыми, редко тире)
Обособленное – выделенное
запятыми;
Необособленное- не выделенное запятыми
Слайд 10Кто именно такие?
Кто именно такой?
Слайд 11Обособленное дополнение
+
Кроме нас, в доме никого не было;
Помимо теплого свитера, на
нем еще был тулуп;
Все, за исключением Николая, пришли вовремя.
Слайд 131. Найдите предложения с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите их номера.
(1) Вон
видите – там лес совершенно темный, глухой, оттого что на него легла тень тучи. (2)А вон, подальше, на нем бледные желтые и зеленоватые пятна: это от приглушенного солнечного света из-за облаков. (3) А вдали он весь в солнце. (4) Видите? (5)Своего рода золотая узорчатая стена. (6) Или вроде как протянули по горизонту плат, что вышили наши тихвинские мастерицы. (7) Теперь смотрите ближе, на полосу елей.
Слайд 142. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.
(1)
Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (2) Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. (3) Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (4) В детстве я не знал другой вещи более красивой.
Слайд 153. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и напишите его номер.
(1) Пилила
здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (2) Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (3) Поглядели. (4) Березка. (5)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули ее, не сговариваясь, и пошли дальше. (6)Мол, хоть не мы, сучкорубы все равно прикончат.
Слайд 164. Найдите предложение с обособленным приложением и напишите его номер.
(1) Клавдия,
наша классная руководительница, переминалась с ноги на ногу, ломала пальцы и закатывала глаза. (2) Глядя на переминающуюся Клавдию, я сразу подумал, что наш класс решили расформировать прямо сейчас, не дожидаясь конца года. (3) Все учителя нас давно этим пугали, и вот наконец – совершилось. (4) Но только причем тут милосердие?
Слайд 175. Найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством и напишите его номер.
(1) Очень хорошо. (2) Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (3) Бегу по лестнице. (4) В заулке озираюсь по сторонам. (5) Никого нет. (6) Мама ушла за морошкой, все на покосе. (7) Дом выдался из посада вниз, к реке. (8) Как во сне подхожу к нашей березе. (9) Здравствуй. (10) Не узнала меня?
Слайд 186. Найдите предложение(-я) с одиночным приложением и напишите его (их) номер(-а).
(1)
Меня потянуло в темную чащу лип. (2) Из людей я там никого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живет только ее сын-студент. (3) Он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома. (4) Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель-профессор сулит ему великую будущность. (5) Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку.
Слайд 197. Найдите предложение с обособленным распространённым дополнением и напишите его номер.
(1)
Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней ничего нет, кроме старого рваного платочка. (2) Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (3) В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
Слайд 208. Найдите предложение с необособленным распространённым определением и напишите его номер.
(1)
Я уехал один. (2) Дверь за мной захлопнулась. (3) Все стало тихо в квартире. (4) Бой, наверно, понурил, как всегда в таких случаях, голову, пошел и лег под письменным столом. (5) Он еще и завтра утром буде обнюхивать у порога оставленные мной следы.
Слайд 219. Найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами и напишите номер этого
предложения.
(1) Вдруг гостиная ринулась в облака на крыльях ракетного самолета, потом нырнула в мутно-зеленые воды моря, где синие рыбы пожирали красных и желтых рыб. (2) А через минуту три белых мультипликационных колуна уже рубили друг другу руки и ноги под взрывы одобрительного хохота. (3) Спустя еще две минуты стены перенесли зрителей куда-то за город, где по кругу в бешеном темпе мчались ракетные автомобили, сталкивая и сшибая друг друга.