Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13»
Глагол как
Часть речи
( урок обобщающего повторения
)
Открытый урок Проничевой Марины Николаевны, учителя русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Алексин 2016
6 класс
Слайд 2Тема урока:
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Слайд 3Тема урока:
Отгадайте загадку:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто
что делает, расскажет:
чертит, пишет иль поет.
Вышивает, или пашет,
или забивает гол,
варит, жарит, моет, чистит-
все расскажет нам…
«Глагол»
Слайд 41.Исследуйте рисунок.
Что можно сказать о глаголе как части речи?
Слайд 52. Просмотрите текст бегло, вспомните название произведения
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся
Слайд 62. Просмотрите текст бегло, вспомните название произведения
Слайд 73. Практическая работа по тексту
1.Прочитайте текст внимательно, определите тип речи
(свой
ответ обоснуйте).
2.Выделите в каждом абзаце ключевые слова
Слайд 83. Практическая работа по тексту
I
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
II Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
III Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо. Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся/
Слайд 94.Восстановите по картинкам и ключевым словам сюжет отрывка
Слайд 10По вашему мнению, почему произведение В. П. Астафьева называется
«Васюткино озеро»?
Что вы можете сказать о Васютке?
В нашей жизни могут быть похожие ситуации?Если да, то как себя вести в экстремальных ситуациях?
Слайд 115.Трансформация текста
Определите, в каком времени употреблены глаголы в тексте (
какая морфема является тому доказательством)?
Работа в группах:
1 группа трансформирует 1 абзац в настоящее время
2 группа трансформирует 2 абзац в будущее время
3 группа трансформирует глаголы 3 абзаца в инфинитив
Слайд 125.Трансформация текста
I Васютка обламывает нижние сухие ветки
у дерева, ощупью рвёт пучок сухого мха-бородача, крошит мелко сучки, кладёт всё в кучку и поджигает. Огонёк, покачиваясь, неуверенно ползёт по сучкам. Мох вспыхивает — вокруг светлеет. Васютка подбрасывает ещё веток. Между деревьями шарахаются тени, темнота отступает подальше. Монотонно зудя, на огонь летят несколько комаров — веселее с ними.
II Надо будет запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломает сучьев, приволокёт сухую валежину, выворотит старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнёт и с тоской подумает: «Заплачет, поди, мамка». Ему тоже захочется плакать, но он переборет себя и, ощипав глухаря, начнёт перочинным ножиком потрошить его. Потом сгребёт костёр в сторону, на горячем месте выкопает ямку и положит туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыплет горячей землёй, золой, углями, сверху положит пылающие головни и подбросит дров.
III РаскопаТЬ, идТИ, упреТЬ, глотаТЬ, вспомниТЬ, взяТЬ, быТЬ, вывернуТЬ, выковыряТЬ, раздавиТЬ, улыбнуТЬся.
6. Замена наклонений.
Употребите глаголы в повелительном наклонении.
1 группа: обломал, сорвал, искрошил, пополз, вспыхнул, посветлело, подбросил, зашарахались, отступила, налетело.
2 группа: наломал, приволок, выворотил, вздохнул, подумал, сгрёб, присыпал, закрыл, подбросил, вытащил.
3 группа: раскопал, глотал, вспомнил, взял, вывернул, раздавил, улыбнулся, шёл, ковырять, берёт.
6. Замена наклонений.
Употребите глаголы в повелительном наклонении.
1 группа: обломай, сорви, искроши, поползи, вспыхни, посветлей, подбрось, зашарахайся, отступи, налети.
2 группа: наломай, приволоки, вывороти, вздохни, подумай, сгреби, присыпь, закрой, подбрось, вытащи.
3 группа: раскопай, глотай, вспомни, возьми, выверни, раздави, улыбнись, иди, ковыряй, бери.
Слайд 15 Игра «Глагол- повелитель»
Прослушайте инструкции , выполните их:
Из-за парт все дружно
встали!
Руки к солнышку подняли!
Опустили вниз…, вздохнули…,
Сели … И работать дружно стали!
Слайд 16Игра « третий лишний»
Найти лишний глагол в строке:
1.Обломал, сорвал, искрошил
2.Запастись,потрошить ,улыбнуться
3.Вспомнил,
вывернул, проглотит
4.Пополз, кладу, подбросил
5. Зашарахались, испугался, спрятался.
Слайд 17Взаимопроверка
лишний глагол в строке:
1.Обломал, сорвал, искрошил (II спряжение)
2.Запастись,потрошить (невозв.),улыбнуться
3.Вспомнил, вывернул, проглотит
(будущее время)
4.Пополз, кладу (настоящее время), подбросил
5. Зашарахались (множественное число), испугался, спрятался.
Слайд 18Игра «Исправь ошибки»
Пилет
полит
гонет
видет
красет
колит
моит
вяжит
?
Слайд 19Самопроверка
Пилет
Пилит
полит полет
гонет гонит
видет видит
красет красит
колит колет
моит моет
вяжит вяжет
Слайд 20 Домашнее задание (на выбор)
1. Написать рассуждение по теме « Глагол
в нашей жизни»
2. Записать текст, выделить синтаксическую роль глаголов и указать их морфологические признаки.
3. Записать 10 глаголов, определить их морфологические признаки.
Слайд 21Подведём итог
Продолжите предложение: