Слайд 1Односоставные предложения
Урок русского языка
Подготовила: Рахманова Л.Г.
Слайд 2Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта.
Мне
не спится
Какая ночь!
Слайд 4 Не спится, няня: здесь так душно!
(А.Пушкин)
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
(М.Лермонтов)
Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)
Слайд 5Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
(А.Пушкин)
К кому-то принесли от мастера ларец.
(И.Крылов)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое.
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С.Тургенев)
Люблю грозу в начале мая.
(А.Фет)
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.Есенин)
Слайд 6 Создание алгоритма
1. Выделить грамматическую основу предложения.
2. Определяем,
двусоставное или односоставное.
3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
4. Если подлежащим – это назывное предложение.
5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.
6. Если подразумевается – выяснить: определенно-личное, неопределенно-личное или обобщенно-личное.
7. Если нет и быть не может лица – это безличное.
Слайд 7К.Бальмонт «Родное»
Ал...еи рек. З...ркальности озёр.
Хрустальный ключ. Бе...гласные затоны.
Живая сказка – страшный
тёмный бор.
Его вершин (не)молкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цв...ты родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прош...л в м...льканье дней,
Но лучше вас я ничего (не) знаю.
1 группа - анализ текста
2 группа - объяснение орфограмм
3 группа - определение вида односоставных предложений
Слайд 8 Физминутка
Положите руки на парты,
поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши.
Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь.
Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок.
Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.
Слайд 9
Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки,
расставить запятые.
1 группа выписывает определенно-личные предложения;
2 группа – неопределенно-личные предложения;
3 группа – безличные.
Слайд 10Мне в душу пове…ло жизнью и волей.
(А.Майков)
Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести.
(А.Майков)
(Не) торопись (не) спеши подождём. Забудем на миг неотложное дело.
(К.Симонов)
Как много дума(н,нн)о исполне(н,нн)о так мало.
(В.Брюсов)
Слайд 11И на обломках сам…властья напишут наши имена.
(А.Пушкин)
Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей.
(П.Антокольский)
Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о.
(А.Пушкин)
Текст № 1
Равнодушие… Как часто, к сожалению, в современном мире приходится сталкиваться с этим отнюдь не лучшим человеческим качеством. Равнодушие к близким, к тем, кто нуждается в твоей помощи, к природе, к языку…
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(В. Сухомлинский)
Как правильно вести дискуссию? Включаясь в дискуссию, уточните, одинаковые ли представления у вас и вашего оппонента о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивайте свою позицию только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не употребляйте таких весомых аргументов, как «ну и эгоист же ты», «и, вообще, ничего ты не понимаешь». В любой дискуссии следует избегать обобщений.
Повышенный или иронический тон не допустим. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника.
(Энциклопедия «Общий этикет»)
Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом... По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной...Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине””.)
Слайд 15 Рефлексия
На уроке я задумался над…
Я
открыл для себя…
Урок помог мне…
Мои чувства по уроку можно выразить словами…
Слайд 16 Домашнее задание
Написать сочинение – эссе на основе предложенного
текста (по группам):
1 - Как бороться с равнодушием.
2 - Как правильно вести дискуссию?
3 - Наш общий дом - родина.