Презентация, доклад по русскому языку на тему: Омонимия и фразеология в русском языке

Презентация на тему Презентация по русскому языку на тему: Омонимия и фразеология в русском языке, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 32 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Автор Клименко Алина ВикторовнаДополнительная образовательная программа  «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык
Текст слайда:

Автор Клименко Алина Викторовна

Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык


Слайд 2
Сегодня мы поговорим о…Омонимии в русском языке;Видах омонимов;Фразеологии;Видах фразеологизмов.
Текст слайда:

Сегодня мы поговорим о…

Омонимии в русском языке;
Видах омонимов;
Фразеологии;
Видах фразеологизмов.


Слайд 3
Омонимия в русском языкеОмонимы — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.Слово омоним произошло от греч. homos —
Текст слайда:

Омонимия в русском языке

Омонимы — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. homos — одинаковый + onyma — имя.
 
Больше всего омонимов среди существительных и глаголов.
Пример:
1. ОТСТОЯТЬ — защитить (отстоять друга).
2. ОТСТОЯТЬ — простоять (отстоять очередь).
3. ОТСТОЯТЬ — находиться на некотором расстоянии от кого-, чего-л. (аэропорт отстоит от города на пять километров).


Слайд 4
Причины возникновения омонимов в языке случайное совпадение слов:Пример:1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.2. ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания
Текст слайда:

Причины возникновения омонимов в языке

 случайное совпадение слов:
Пример:
1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.
2. ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.
 совпадение при образовании новых слов:
Пример:
ПОСЛАТЬ — отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение — 1. ПОСОЛ.
ПОСОЛИТЬ — консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов — 2. ПОСОЛ.
потеря смысловой связи между значениями многозначного слова:
Пример:
Так произошло ещё в древности со словом СВЕТ:
СВЕТ — 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.
Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.
1. СВЕТ — лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. СВЕТ — Земля, мир, вселенная.


Слайд 5
Омонимия и многозначностьОмонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения многозначного слова связаны между собой, а значения омонимов
Текст слайда:

Омонимия и многозначность

Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения многозначного слова связаны между собой, а значения омонимов такой связи не имеют. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях.
Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но, если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь.
Пример:
древний род, мужской род.


Слайд 6
Виды омонимов
Текст слайда:

Виды омонимов


Слайд 7
Употребление омонимовЧасто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах — остроумных выражениях, шутках. Пример:Ты этот зонт НЕ МОЙ,
Текст слайда:

Употребление омонимов

Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах — остроумных выражениях, шутках. Пример:
Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ.
Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности. Пример:
Вчера я побывал на ДНЕ поэзии. День поэзии? Или дно поэзии?


Слайд 8
Практическая работаНайдите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат.  Ты
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат.
 
Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали, Лишь ты паришь, свой свет струя… Меж тем в реке – из сизой стали Влачится за струей струя.
 
                                                              В.Я.Брюсов


Слайд 9
Практическая работаНайдите омонимы, подберите к каждому синоним.1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки.
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки.
2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.
3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
 
Свет, среда, глава, затопить, заточить, бор, брань, вид, гребешок, завод, дробь, залог, кисть, ключ, кол, лавка, лист, мешать, наречие.


Слайд 10
Практическая работаНайдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи. 1)Небесное светило было закрыто
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
 
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Найдите омофоны, объясните их написание.
 
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!


Слайд 11
Практическая работаНайдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.2)
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.


Слайд 12
Практическая работаОпределите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид,
Текст слайда:

Практическая работа

Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.

Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой).
В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев).
В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь).
Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский. Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).


Слайд 13
Практическая работаОпределите значения выделенных слов.Тут он топнул, / Вышел вон и дверью хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я чаю хочу
Текст слайда:

Практическая работа

Определите значения выделенных слов.
Тут он топнул, / Вышел вон и дверью хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я чаю хочу (А.Пушкин). Посмотри: вон, вон играет, / Дует, плюет на меня. / Вон – теперь в овраг толкает / Одичалого коня (А.Пушкин).
Раз в крещенский вечерок девушки гадали (В.Жуковский). Раз я злая, не говорите со мной (А.Чехов).
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.Крылов). Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях (М.Горький).
Засиделись мы у вас – и вам, чай, надоели (И.Тургенев). Китайский чай дает навар бледно-желтый, но удивительно ароматный (Вл.Арсеньев).
Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; забудем прошлое, устроим общий лад! (И.Крылов)Песни каждого народа имеют свой неповторимый лад.
Но юга родного на ней сохранилась примета / Среди ледяного, среди беспощадного света (М.Лермонтов). Она погасила верхний свет, оставив гореть в углу синюю настольную лампу (Э.Казакевич).


Слайд 14
Практическая работаПодберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет,
Текст слайда:

Практическая работа

Подберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.
Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света.
Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (М.Лермонтов).
Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась (А.Островский). Он стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку воды (А.Чехов).
Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой).
Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели многих людей. В лесу была гибель комаров.


Слайд 15
Практическая работаОбъясните значение крылатых выражений, в которых употреблены омонимы.На миру и смерть красна. Всем миром. Быть отрезанным
Текст слайда:

Практическая работа

Объясните значение крылатых выражений, в которых употреблены омонимы.
На миру и смерть красна.
Всем миром.
Быть отрезанным от мира.
Мир дому сему!
Пир на весь мир.
Не от мира сего.
Встать ни свет ни заря.
На ней (нем) свет клином не сошелся.
Выйти в свет.
Не ближний свет.
Сжить со света (кого-либо).


Слайд 16
Фразеология в русском языкеФразеологизмы — это связанные, исторически обусловленные единицы языка. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют
Текст слайда:

Фразеология в русском языке

Фразеологизмы — это связанные, исторически обусловленные единицы языка. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов. 
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом.


Слайд 17
Признаки фразеологизмовв их составе насчитываются два и более слов, например: играть на нервах — намеренно раздражать, нервировать
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов

в их составе насчитываются два и более слов, например:
играть на нервах — намеренно раздражать, нервировать кого-либо;
шито белыми нитками — видна поддельность, искусственность чего-либо;
хвататься за соломинку — использовать любое, чаще  сомнительное средство для выхода из трудной ситуации;
семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать.


Слайд 18
Признаки фразеологизмов2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав. Это значит, что словосочетание нельзя искажать, вставлять в него новое слово
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов

2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав. Это значит, что словосочетание нельзя искажать, вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими, так как фразеологизмы возникли в результате длительного народного творчества и за много веков их использования, как ограненные отшлифованные кристаллы, приобрели свой четко обозначенный состав.
Например, в устойчивом словосочетании «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении», поменяем слова: распространяться в воздухе (звуковая волна); висеть на веревке. В результате нашего языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как домик из кубиков, если вытащить один из них из этой детской постройки. Глагол «висеть», употребленный во вновь образованном словосочетании, потерял своё переносное значение, и фразеологизма больше не существует.


Слайд 19
Признаки фразеологизмов3. Воспроизводимость. Пожалуй, этот признак является одним из главных. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново по
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов

3. Воспроизводимость.
Пожалуй, этот признак является одним из главных. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново по воле говорящего, а употребляются в речевой ситуации как готовые «кирпичики» для построения образной и выразительной речи.
Будут ваши братцы при капитале! Будут. Вот только я так ни при чём останусь — это верно! Да, вылетел, брат, я в трубу! (М. Е. Салтыков- Щедрин).
Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши (И. Ильф и Е. Петров).
Ишь, стервец, завел шарманку, что ты, Петька, баба что ль? (А. Блок). 


Слайд 20
Признаки фразеологизмов4. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически. Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов

4. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически.
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например: устойчивое словосочетание «на козе не подъедешь» трудно понять многим, особенно иностранцам, изучающим русский язык. Что за коза и почему на ней нужно (не нужно) ездить? Это устойчивое выражение связывают с речью шутов и скоморохов, которые, веселя народ на ярмарках и праздниках, рядились в козу, медведя, чёрта и пр. В их репертуаре была езда на козе или свинье. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала: они даже не улыбались, глядя на такую народную забаву. С тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о людях неприступных, гордых, важных или крутого нрава.
Нет, брат, к нему не всякий суйся. Порой бывает такой крутой, что на козе не подъедешь (А. Бестужев-Марлинский). И я дразнил Антона, что он будет учиться среди сплошных гениев и сам вообразит себя гением и тогда к нему и на козе не подъедешь (Л. Уварова).


Слайд 21
Признаки фразеологизмов5. Фразеологизмы являются одним членом предложения.Часто фразеологизм синонимичен одному слову: тьма-тьмущая – много;ставить точку в споре
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов

5. Фразеологизмы являются одним членом предложения.
Часто фразеологизм синонимичен одному слову:
тьма-тьмущая – много;
ставить точку в споре – закончить;
слово в слово – точно;
во все лопатки – быстро;
втирать очки – обманывать.
В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения.
Например, Сегодня мы работали до седьмого пота. Мы (что делали?) работали до седьмого пота. Фразеологизм «работали до седьмого пота» используется в роли сказуемого.  
Встречаются в жизни настолько близкие по духу люди,  что про них говорят, что они из одного теста сделаны. Аналогично в этом предложении устойчивое словосочетание «из одного теста» является частью сказуемого.


Слайд 22
Практическая работаВ данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их:1.      Не все из влиятельных людей и не всегда охотно
Текст слайда:

Практическая работа

В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их:
1.      Не все из влиятельных людей и не всегда охотно идут навстречу его просьбам и настойчивым требованиям.
2.      В работе гимнастов изумляло цирковых артистов доведенное до невероятной точности чувство темпа – особенное шестое чувство, вряд ли понятное где-нибудь, кроме балета и цирка (Куприн).
3.      И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает (А. Островский).
4.      За дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной… У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам (Чехов).
5.      С восторгом разоблачителя журналист описывал, как лаборатория Данкевича переливает из пустого в порожнее, растрачивая государственные средства (Гранин). 
6.      Рубикон был перейден, и, что я ни делал, чтобы воздержать дружбу Головина, а главное, его посещения, - все было тщетно (Герцен).
7.      Его позабыли, и история о нем умалчивает, а он был человек замечательный и, по моему мнению, даже исторический (Лесков).


Слайд 23
Продолжение 8.      Виктор не первый раз сталкивался с трудностями, но всегда выдерживал характер и добивался намеченной цели.9.      Братия относилась
Текст слайда:

Продолжение

8.      Виктор не первый раз сталкивался с трудностями, но всегда выдерживал характер и добивался намеченной цели.
9.      Братия относилась к нему безучастно, враждебно – дескать, дармоеды – старалась отобрать у них все пятаки, загоняла на монастырские работы и, всячески выжимая сок из этих людей, пренебрегала ими (Горький).
10. Я решительно отказался выступать завтра, очень расстроен смертью Алеши, в голове каша, не сумею связать двух слов (Короленко).
11. Сначала были переводчики-любители, потом появились профессионалы. Сначала переводили, не мудрствуя лукаво, потом появились теории перевода (Жуков).
12. Поделившись своими идеями друг с другом, ребята решили, что пойдут играть в прятки.
13. Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами (Шолохов).
14. В ходе игры ребята и не заметили, как облили курицу водой из ведра, и курица стала мокрой.
15. Писатель обязан шагать в ногу со временем.


Слайд 24
Практическая работаНайдите синонимичные фразеологизмы и соедините их.Голову морочить                                       Пойти на попятныйБиться как рыба об лед                          Одним лыком шитыБить отбой                                                Голова
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их.
Голову морочить                                       Пойти на попятный
Биться как рыба об лед                          Одним лыком шиты
Бить отбой                                                Голова на плечах
Дать по шапке                                          Играть на нервах
Одного поля ягода                                  Белая кость 
Считать ворон                                       Гроша медного не стоит
Дразнить гусей                                        Рукой подать
Дать осечку                                              Дать по шее
Держать ухо востро                               Гнуть в бараний рог
Высоко летать                                          Горе мыкать
Два шага                                                    Заговаривать зубы
Утереть нос                                              Голубая кровь
Подложить свинью                                 Голубей гонять
Голова садовая                                        Заткнуть за пояс
Гнуть в три погибели                             Дать маху
Грош цена                                                 Держать ушки на макушке
Каши просят                                             Плыть по течению
Испустить дух                                          Кошки на душе скребут
Рубикон перейден                                   Есть просят
Другая песня                                          Другая история
Ждать у моря погоды                           Жребий брошен
Сердце не на месте                               Ад кромешный на душе
Душа болит                                             Жизнь оставить


Слайд 25
Практическая работаНайдите антонимичные фразеологизмы.   Черная кровь                                    Выдерживать характерГонять лодыря                                 Без царя в головеГрош цена                                        За тридевять земельПовернуть оглобли назад            Голубая кровьДва шага                                           Цены
Текст слайда:

Практическая работа

Найдите антонимичные фразеологизмы.  
 
Черная кровь                                    Выдерживать характер
Гонять лодыря                                 Без царя в голове
Грош цена                                        За тридевять земель
Повернуть оглобли назад            Голубая кровь
Два шага                                           Цены нет
Голова на плечах                           Гнуть спину


Слайд 26
Практическая работаКакие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?Голубям на смехи след простылзубы заговариватьсухая курицамертвым
Текст слайда:

Практическая работа

Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?
Голубям на смех
и след простыл
зубы заговаривать
сухая курица
мертвым сном
точка зрения
точить вилку
следить за каждой копейкой
тянуть кота за язык
указать на дверь
знать цену
вертеться на языке
заплатить той же монетой


Слайд 27
Практическая работаЗамените подчеркнутые слова фразеологизмами.Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается,
Текст слайда:

Практическая работа

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)


Слайд 28
Практическая работаВ каких фразеологизмах имеются ошибки?Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя
Текст слайда:

Практическая работа

В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.


Слайд 29
Угадайте фразеологизм по картинке
Текст слайда:

Угадайте фразеологизм по картинке


Слайд 30
Угадайте фразеологизм по картинке
Текст слайда:

Угадайте фразеологизм по картинке


Слайд 31
Угадайте фразеологизм по картинке
Текст слайда:

Угадайте фразеологизм по картинке


Слайд 32
Домашнее задание Выполните соответствующие лекции в СДО
Текст слайда:

Домашнее задание

Выполните соответствующие лекции в СДО


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть