Слайд 1
Презентация практических
достижений профессиональной деятельности
Разработала
учитель начальных классов
Стешина Наталья Владимировна,
Слайд 2Развитие фонематического слуха у младших школьников
на уроках русского языка в
условиях реализации ФГОС
Слайд 3
Актуальность
Все мы знаем, что уровень грамотности учащихся школы — одна из
острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе.
К сожалению, в течение последних лет наблюдается тенденция
неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть
процессом чтения и письма.
Эта неспособность к письму и чтению обусловлена тем, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и
он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи, вследствие чего
ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.
Слайд 4Противоречия
Необходимость успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами
Тенденция
к увеличению количества детей, поступающих в 1 класс с речевыми нарушениями различной тяжести
Необходимость применения в общеобразовательных классах начальной школы элементов коррекционной педагогики.
Слайд 5
В середине XIX века в России формируется педагогика действительно
мирового масштаба, и первым таким педагогом стал К.Д. Ушинский (1824–1870). Он стал поистине народным педагогом, точно так же, как Ломоносов – народным ученым, Суворов – народным полководцем, Пушкин – народным поэтом. Об этом писали многие последователи, высоко ценившие его труды и педагогические взгляды».
Разработал систему звукового метода обучения родному языку, обучение ребенка на родном языке
Впервые разработал систему детского чтения, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 1974)
Слайд 6Цель
Развитие фонематического слуха учащихся на уроках русского языка, используя комплекс эффективных
технологий, методов и приёмов работы.
Задачи.
формировать предпосылки успешного освоения фонетики и орфографии
развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, владеть языковыми средствами;
воспитывать у детей способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон.
Слайд 7Узнавание неречевых звуков
Развитие навыков звукового анализа
Дифференциация слогов
Различение высоты, силы, тембра голоса
Различение
слов, близких по звуковому составу
Приёмы развития фонематического слуха на различных этапах работы
Дифференциация фонем
Слайд 8Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового
внимания.
«Слушаем тишину»
«Скажи, что ты слышишь? »
«Узнай по звуку».
«Поставь по порядку»
«Коробочка гремит»
«Найди звук»
«Найди игрушку».
«Извлекаем звуки из всего»
«Кто стучится? »
«Капельки»
Слайд 10Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.
«Метель»
«Дует ветер».
«Громко-тихо».
«Три медведя».
«Близко – далеко».
«Угадай
кто».
«Эхо».
«Громко – тихо»
«Скажи, как я».
«Аленушка-рёвушка»
«Знайки»
«Кто стонал?»
Слайд 12С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
«Найди
нужную картинку»
«Нелепица»
«Хлопни – топни».
«Исправь ошибки»
«Поэт»
«Какое слово не подходит?»
«Подбери нужное слово»
«Найди нужную картинку»
«Нелепица»
«Хлопни – топни».
«Исправь ошибки»
«Поэт»
«Какое слово не подходит?»
«Подбери нужное слово»
С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
Слайд 14Дифференциация слогов
«Повторюшки».
со сменой ударного слога: тата-та, тата-та, тата-та;
с общим
согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву
с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и
с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка ;
с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и
с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта
«Сигнальщик».
Нужно подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
«Стоп–слоги»
Произносятся одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».
Слайд 15Дифференциация фонем
«Поймай звук».
«Отгадай, кто это?»
Комар звенит так: «зззз» и т.д. Взрослый
произносит звук, ребёнок отгадывает.
«Повторялки».
Сочетания гласных звуков сначала по два, по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО.
«Что просит мышка»
Принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А».
«Доскажи словечко».
На ветке не птичка. Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка. Зовут его…(белка) .
«Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
«Поймай звук в словах». «Поймай песенку»
«Найди звук»
1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Слайд 17
ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
«Прохлопаем слова»
Слова, слоги в слове
«Определи общий звук»
«Внимательный
слушатель»
Место заданного звука в слове (начало, середина или конец слова).
"Нужное слово"
Слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
"Зоркий глаз"
Найти в предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
«Непослушные звуки»
Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква.
«Назови по звукам слово»
Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а.
«Подбери слово»
«Цепочка слов».
Используются картинки и слова
«Измени первый звук»
Изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.
Слайд 19Список литературы
Ананьев В.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и
письмом // Известия АПН РСФСР, 1995, вып. 70.
Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе/ Сост. Бушуева Л.С. - Магнитогорск, 1997, с. 28, 34, 36.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2001.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2003.
Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. – М., 1966.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. // Дефектология, 1988, № 5.
Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.