Слайд 1Формирование УУД по ФГОС на уроках русского языка
Учитель русского языка и
литературы
первой квалификационной категории
Потапова А.В.
Рязань 2019
Слайд 2
Интеллектуальная
разминка.
Найдите лишнее?
Низкий, низвергать, ниспадать.
В начале урока для активизации
мыслительных процессов можно использовать интеллектуальную разминку. Это могут быть 2-3 несложных вопроса на размышление такого типа:
-что лишнего?
-что пропущено?
Слайд 3Создание проблемной
ситуации.
Распределите слова
в два столбика, дайте
каждой группе название.
Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
Подлежащее
Прилагательное Сказуемое
Существительное Определение
Наречие Обстоятельство
Местоимение Дополнение
На какие группы можно разделить слова второго столбика?
Какой новый термин
вы встретили?
Таким образом активизируем
полученные ранее знания.
Слайд 5Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам
одновременно.
Шли два приятеля вечернею порой.
Осина — дерево.
Малина — кустарник.
Слайд 6Выберите из пословиц
слова с похожим корнем,
запишите их.
Сиденьем города не
берут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Возникает затруднение. Почему мы не можем объяснить? Чего мы еще не знаем?
Формулируем тему урока и цель.
Слайд 7Затем следует этап открытия учащимися нового.
Работа в парах.
Из предложенных глаголов составьте
пары с похожими корнями. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.
Растереть, задирать, расстелить, блистает, растирать, отпереть, разберу, задерет, выжег, разбирать, блестеть, отпирать, замереть, выжигать, замирать, расстилать.
Работа в парах может быть
построена по принципу
исполнитель-контролер.
Слайд 8
Создание алгоритма.
1. Выделяю в слове корень.
2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И
3.
Проверяю, есть ли суффикс А после корня.
4.Если есть суффикс А, пишу И,
если нет – Е.
Слайд 9Восстановите последовательность.
1.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти
вопросы
2.Если есть, то это дополнение.
3.Найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол-сказуемое.
4.Поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др.
5.Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей.
6.Найду в предложении грамматическую основу.
Слайд 10Для обобщения информации можно
использовать синквейн.
Зима.
Снежная, пушистая.
Морозит, восхищает,
укрывает.
Мне очень нравится зима!
Время года.
1-…
2-огромный, немой
3-подчиняется,топит, уходит
4-крепостное право
5-человек
Слайд 11
Сочинение-рассуждение:
Корень – это главная значимая часть слова.
Нужно ли заниматься
спортом?
Кем я хотел бы стать и почему?
Почему собака – друг человека?
Проектная деятельность :
История слова «работа».
История слова «обворожить».
Кроссворды.
Презентации.