Слайд 1Термин «развивающее обучение»
Р.В.Патрушева
Учитель
МОУ СОШ № 34
2012 год
Слайд 2Источники У У Д
Теоретико-методической основой разработки Программы развития универсальных
учебных действий… стали:
-культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского,
…Д.Б.Эльконина и др….
- учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) и периодизация психического развития ребёнка,определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин)
Слайд 3По словам Л.С.Выготского , отношение обучения и развития представляет самый центральный
и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены" (Выготский Л.С., 1991. С. 374). Таково было положение дел более 60 лет назад, когда написаны эти слова, - оно сохраняется и по сей день.
Слайд 4 Л.С. Выготский вопрос о соотношении обучения и развития решал… в зонах
ближайшего развития, которые создаются в процессе обучения, в общении ребёнка со взрослыми и товарищами. Нечто новое он сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного "индивидуального продолжения" ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение.
"...Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития".
Слайд 5В работах Л.С.Выготского нет развернутого описания конкретно-предметных проявлений именно так понимаемого
развивающего обучения
Слайд 6
Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В.Давыдову.
Как показывают исследования, в
принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления.
рассматривается не развивающее обучение "вообще",
а только такой его тип, который соотносим с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления, на развитие у них творчества как основы личности.
Слайд 7В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова
и Д.Б.Эльконина, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека.
Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С.Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения.
Прежде всего были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста:
учебная деятельность и ее субъект;
абстрактно-теоретическое мышление;
произвольное управление поведением.
Слайд 8По мнению Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших
школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.
Слайд 9Эмпирическое и теоретическое
Как считают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, ориентация содержания
и методов обучения в начальной школе преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективна. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Именно теоретическое мышление, по мнению ученых, реализует в полной мере те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая всеобщие связи действительности.
При этом опираются на исходные положения:
-обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний
Слайд 10. Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины.
Теоретические знания, прежде
всего, выражаются в способах умственной деятельности
Теоретическое мышление начинает формироваться у детей лишь тогда, когда они в начальных классах усваивают в процессе учебной деятельности теоретические знания.
Слайд 11 Важными компонентами мышления являются
такие действия,
как анализ,
планирование
и рефлексия,
имеющие
две основные формы - эмпирико-формальную и теоретико-содержательную.
Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы важнейших действий и определении оптимального действия.
В.В. Давыдов, рассмотрев
общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.
Слайд 12В технологии Эльконина-Давыдова обучение путем решения учебных задач является основным методом.
Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способов решения задачи в предметной, графической или знаковой форме.
В технологии Эльконина-Давыдова обучение - это коллективная мысленная деятельность, деловое общение детей.
Слайд 13Позиция учителя: «к классу не с ответом, а с вопросом», учитель
ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении.
Позиция ученика: «субъект познания»; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).
Слайд 14Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с
направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному; от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение - развивающим.
Слайд 15Преобладающие методы: проблемные, дедуктивные.
Организационные формы: классно-урочная, групповая, дифференцированная. Преобладающие средства: вербальные,
знаковые + компьютерные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: дидактоцентрический + субъект-субъектный (педагогика сотрудничества).
Слайд 16Основные принципы
Принципы
Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается
как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.Г. Выготский)
Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Приоритетная цель - формирование способов умственных действий (СУД).
Дидактика
Содержание:
-Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.
-Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
Слайд 17Русский язык. Начальная школа
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический
принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью
Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.
Слайд 18
Особенности методики
Центральное понятие методики РО - деятельность ребенка: игровая, учебная, трудовая
и общение.
Главная методическая задача - вовлечение детей во все усложняющиеся ситуации, игровые по форме и учебные по содержанию. Игра и учение - одновременно.
Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность (ЦУД)
По мнению многих учителей, участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
не всякая деятельность ребенка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, воссоздание, конструирование знания.
Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения имеет следующие отличительные качества:
Слайд 19 Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей.
Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную - ЦУД.
Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:
Развивающее обучение
Ребенка учат решать задачи
Ребенка учат ставить цели по самоизменению
Состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта»
Итог: есть ЦУД
Слайд 20Проблематизация
Проблемное изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным
введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Метод учебных задач
Термин «учебная задача» в широком понимании - это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.
Учебная задача в технологии развивающего обучения - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. Она похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Слайд 21Коллективно (совместно)-распределенная деятельность
Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не
отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и при ее решающем влиянии формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает определенные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому источники возникновения и первоначального существования целенаправленной учебной деятельности связаны именно с управляющим влиянием системы социальных отношений в классе. Каждый ученик становится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.
Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределенная мыследеятельность» дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.
Слайд 22 Поэтому если ученик работает на пределе своих возможностей, он
непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).
Позиция ученика: субъект познания, за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).
Слайд 23Учебный диалог как основная форма сотрудничества
Современное образование требует от школы сохранить
психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
основной формой организации учебной деятельности на уроке является учебный диалог.
Вот тогда в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.
Если дети работают в группах, становятся очевидны все межличностные отношения, существующие в классе, проявляются эмоциональные и деловые лидеры, ведущие и ведомые. Дети научатся взаимодействовать друг с другом, они смогут менять свою статусную роль, у них появляется умение рефлектировать, а учитель поможет им формировать адекватную самооценку, развивать интерес и желание учиться
Слайд 24Зона актуального развития Традиционная школа
РАЗВИТИЕ-------------------ОБУЧЕНИЕ
Психические функции:
Память, внимание, конкретное мышление
Слайд 25Учебная деятельность
РО Зона ближайщего развития
Рефлексия
Анализ
Мысленное планирование
Обучение -------Развитие
Способности
Через УД к новообразованию- теоретическому мышлению
Содержание учебного материала
Слайд 26Типология уроков
Типология Р О
Типология на основе системно-деятельностного подхода
Урок постановки учебной
задачи
Урок решения учебной задачи
Урок моделирования и преобразования модели
Урок решения частных задач с применением открытого способа
Урок контроля и оценки
Уроки открытия нового знания
Урок рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Слайд 27Урок постановки учебной задачи
Этапы урока Постановки учебной задачи Р О
Подходит
для 1-6 классов
Создание «ситуации успеха»
Если задание выполняется всеми учащимися успешно, можно переходить к следующему этапу урока.
Результат на данном этапе
Эмоциональное удовлетворение детей ,
положительная оценка учителем…
Фон, на котором проявится второй этап
Нужны конкретные практические действия детей ( подбираются такие задания, которые требуют уже известного способа действия)
Выполняется индивидуально или фронтально
Слайд 282 этап – возникновение ситуации «интеллектуального конфликта»
( разрыва
или проблемная ситуация)
Задача учителя –держать паузу незнания
Ситуация разрыва
Формулировка разрыва -
формулировка возникшей трудности в графико-знаковой форме
Отказ от решения – затруднение
Групповая работа
Групповая
На данном этапе – фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи
Результат – запись У З в рабочей тетради в словесной форме
Групповая
Слайд 293 этап урока – фиксация места разрыва в графико- знаковой форме
Формулировка
УЗ в знаковой форме
Результат – запись У З в рабочей тетради (словесная форма)
Групповая, индивидуальная
Слайд 30Урок постановки учебной задачи
Русский язык
5 класс. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тема не записана на доске.
СУ: Запись текста под диктовку . Можно записать на доске и со знаками ,и без знаков.
Снег. За окном зима! Тихо падают на застывшую землю лёгкие белокрылые бабочки . Бабочки – это снежинки. А снежинки словно бабочки.
Задания могут быть самыми разными :
(выделить орфограммы, определить и доказать , что это текст , выразительное чтение и т.д. + обязательно – выделение грамматической основы предложения и объяснение постановки знаков препинания).
Слайд 31Работая фронтально или индивидуально, дети должны «споткнуться» на тире.
Если пропустят, учитель…
Могут сразу ответить .
Здесь должен вступить в силу принцип вариативности- необходимо все ситуации предусмотреть.
Выясняется, что «никто» не смог объяснить , почему - тире…
Формулировка У З ( трудности , «разрыва») - Дети будут предлагать разные варианты – Учитель все варианты детей фиксирует на доске графически.
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ
Помогаем - (анализ )
Фиксация – могут быть предложения такого типа, они часто встречаются в различных текстах, произведениях
В каких-то предложениях ставится тире , в каких –то нет - необходимо выяснить ,когда надо ставить , когда не ставить… О чём будет урок? Какую тему запишем на доске?
-Цель – выяснить , когда… Выяснили границы знания-незнания.
Слайд 32Знаковые варианты на основе уже знакомых обозначений.
Учебный диалог -полилог
(коммуникативные навыки )
Дети будут предлагать разные варианты – Учитель все варианты детей фиксирует на доске графически.
Помогаем - (анализ )
можно привести примеры ( аудирование) таких предложений – варианты:
–пауза , кто-то определит, что «бабочки» –подлежащее, кто задумается и о сказуемом, скажут – тут объяснение, даже сами приведут примеры таких «Объяснений». Кто-то скажет : «Перед « это» всегда ставится тире».
- анализ. Такой учебный диалог дети могут вести в группах и парах.
«Я это купила в магазине.» -предлагает учитель – не ставится. Уберем «это»…
Учитель все варианты принимает ( в РО не может быть слова «нет ,ты не знаешь, неправильно», говорится «Дима так думает, а есть ли другие мысли, предложения, мнения, кто согласен, не согласен и т.д ).
Слайд 33Графическая фиксация на доске
Пауза – обозначаем паузу -\\
Подлежащее -_сущ.И.П.__
Объяснение ,
пояснение - ЛЗ (лексического
значения)
Сказуемое - =======
(выражается глаголом, существительным…)
Получится модель
Сущ. И.П. ЛЗ гл. сущ. ?
или
Рефлексия
«Оцени себя сам»
Подведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
-Всё ли получилось?
-Какие открытия сделали?
-Что ещё узнали?
-Как бы вы сформулировали , что мы открыли на уроке?
Слайд 35Отличие
Фонематический принцип русского письма . «Нарушители» данного принципа
Значение залога у глагола
Проявление
категории одушевлённости-неодушевлённости у существительных
Классификация частей речи
Значение вида у глагола (словоразличительная категория)
Значение степени сравнения у прилагательного
Слайд 36Уроки обобщения ,повторения пройденного
Спец.тетрадь –справочник ( очень коротко)
Спустя некоторое время
В
конце большой темы или блока.
Графические модели – с обоснованием.
Памятки
Разборы
Слайд 37Нет абсолютно чёткого деления на часы – одна тема может изучаться
дольше, другая – быстрее.
Если на уроке постановки УЗ не получилось выявить способ, можно дать на дом, можно с этого начать следующий урок.
Слайд 38Контрольные и проверочные работы
Контрольные и проверочные работы могут проводиться через 1-2
недели после изучения темы или уроков обобщения
Контрольные и проверочные работы могут быть составлены
самими учениками как в парах,группах,
так и индивидуально .
Также могут быть составлены учителем. Дети могут решать на контрольной работе ( и не только) УЗ разными способами.
Слайд 39Источники:
А.Б.Воронцов «Практика развивающего обучения» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), Москва «Русская энциклопедия»
1998 г.
В.В.Давыдов «О понятии развивающего обучения»
Публикация в журнале "Педагогика" № 1 / 1995 г.
Н.И.Чуприкова «Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения», Москва АО «Столетие» 1995 г.
Дусавицкий А.К., доктор психол. наук, профессор кафедры психологии ХНУ имени В.Н. Каразина. Copyright OlenKa © 2012