Презентация, доклад по русскому языку на тему Виды синтаксических ошибок (теория к 8 заданию ЕГЭ)

Содержание

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласованное приложение – имя собственное, то есть название, заключенное в кавычки («Война и мир», «Преступление и наказание», «Алёнка» и т.д.) При определяемом слове несогласованное определение не склоняется, при

Слайд 1Виды синтаксических ошибок (10)

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
7. Нарушение в построении предложения с однородными членами
8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
9. Ошибка в употреблении имени числительного
10. Ошибка в построении сложного предложения
Виды синтаксических ошибок (10)1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного

Слайд 21. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Несогласованное приложение

– имя собственное, то есть название, заключенное в кавычки («Война и мир», «Преступление и наказание», «Алёнка» и т.д.)
При определяемом слове несогласованное определение не склоняется, при его отсутствии – склоняется.
Пример: В романе «Преступление и наказание» используется прием двойничества. В «Преступлении и наказании» используется прием двойничества. Ошибка: при определяемом слове приложение в косвенном падеже. Пример: В романе «Преступлении и наказании» используется прием двойничества.
1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласованное приложение – имя собственное, то есть название, заключенное

Слайд 32. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Употребление падежной формы

имени существительного при производных предлогах
Благодаря, Согласно, Вопреки, Наперекор, Подобно,Наперерез, Навстречу (Дательный падеж: Кому? Чему?)
Например, Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.
2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом1. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогахБлагодаря, Согласно,

Слайд 4 2. Употребление падежной формы имени
существительного при производных предлогах Ввиду, Вследствие,

В случае, При условии, При помощи (Род. падеж Кого? Чего?)
Например, Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.
2. Употребление падежной формы именисуществительного при производных предлогах Ввиду, Вследствие, В случае, При условии, При помощи

Слайд 53. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который

требует к существительным вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа
По приезде (по приезду ошибка)
По окончании (по окончанию ошибка)
По завершении (по завершению ошибка)
По прибытии (по прибытию ошибка)
По возвращении (по возвращению ошибка)
По истечении (по истечению ошибка)
3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который требует к существительным вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа

Слайд 6Алгоритм выполнения

1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится

этот предлог.
2. Если падеж не соответствует, то это
предложение с ошибкой.
3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем
падеж,смотрим на окончание, если в окончании
–ю(-у), то это предложение с ошибкой.
Алгоритм выполнения1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог.2. Если падеж не соответствует,

Слайд 73. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастие обозначает добавочное

действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое.
Пример: Гуляя в парке, я потерял перчатки.
2. В предложениях без подлежащего быть очень
осторожными! Нельзя употреблять:
в безличном, если сказуемое не выражено
инфинитивом, имеет формы личных местоимений в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно.
3. Разрешается использовать деепричастный оборот, если предложение определенно-личное: Изучая арифметику, проявите (вы) внимательность. Изучая арифметику, стараемся быть внимательными.
3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить

Слайд 8Алгоритм выполнения
1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, отвечают на вопросы

что делая? Что сделав?)
2. Как правило, в начале предложения, перед
подлежащим или сказуемым.
3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные.
4. Если разные предметы выполняют действия
или предложение безличное с личными
местоимениями в косвенных падежах, то это
предложение с ошибкой.
Алгоритм выполнения1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, отвечают на вопросы что делая? Что сделав?)2. Как правило,

Слайд 94. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1. Согласование причастия в

числе, роде и
падеже с определяемым словом. Ошибка –
неверное согласование (неправильное
окончание)
Пример ошибки: Мы видим ребят, гулявшими в парке. Правильно: Мы видим ребят (каких?),
гулявших в парке.
4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом1. Согласование причастия в числе, роде ипадеже с определяемым словом.

Слайд 102. Ошибка в разрыве причастного оборота.
Пример ошибки: Мы видим играющих детей

с
машинками. Правильно: Мы видим играющих с
машинками детей.

3. Ошибка в неверном употреблении залога
причастия (страдательное или действительное)
Пример ошибки: Мы видим впереди быстро
построившееся здание. (Здание само
построиться не может) Правильно: Мы видим
впереди быстро построенное здание.
2. Ошибка в разрыве причастного оборота.Пример ошибки: Мы видим играющих детей смашинками. Правильно: Мы видим играющих смашинками

Слайд 115. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Связь между подлежащим и сказуемым

может быть нарушена в числе и роде.
1. Конструкции типа
Те, кто …, …
Все, кто …, …
Тот, кто …, …
Кто, как не …, …
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемымСвязь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и

Слайд 14Употребление несклоняемых
существительных (нарушение рода)
А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,
кенгуру – м.р.
Б)

названия продуктов, растений: кольраби,
брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.
В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,
Миссисипи, Миссури – ж.р.
Пример правильный: На дереве сидел
шимпанзе. Пример ошибки: Пони катала в парке
детей.
Употребление несклоняемыхсуществительных (нарушение рода)А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,кенгуру – м.р.Б) названия продуктов, растений: кольраби,брокколи – ж.р,

Слайд 15Употребление аббревиатур (нарушение рода)
МГИМО - Московский государственный институтмеждународных
отношений (м.р.) Правильно: МГИМО

сообщил о результатах.
МГУ – Московский государственный университет (м.р.) Правильно:МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания.
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) Правильно: МЧС направило отряд спасателей в неблагоприятный район.
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) Правильно: ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах.
МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) Правильно: МИД предупредило консульство соседних стран.
Употребление аббревиатур (нарушение рода)МГИМО - Московский государственный институтмеждународныхотношений (м.р.) Правильно: МГИМО сообщил о результатах.МГУ – Московский государственный

Слайд 16Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)
Пример ошибки:

Аудитория долго и громко смеялись.
Если есть уточняющие члены предложения при
подлежащем. Пример ошибки: Вся семья, а особенно
младшие дети, ждали (верно: ждала) наступления Нового года.
Сочетания числительного и существительного.
Пример ошибки: К нам подошли (верно: подошел) сорок один человек. Выступило (верно: выступили) на концерте двадцать три актера. Уже прошли (верно: прошло) сто лет со дня рождения поэта.
Большинство предметов стояли ( верно: стояло, т.к. неодуш.) на полу. Большинство учеников сдало (верно: сдали, т.к. одуш.) сочинения на проверку.
Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)Пример ошибки: Аудитория долго и громко смеялись. Если

Слайд 176. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предложении сказуемые должны быть

одного вида одного времени. Пример ошибки: Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. Правильно: Петр Иванович приехал на работу и зашел в кабинет. Пример ошибки: Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса.
6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм  1. В простом предложении сказуемые должны быть одного вида одного

Слайд 187. Нарушение в построении предложения с однородными членами
1. Употребление составных союзов

при
однородных членах НЕ ТОЛЬКО …, НО И …;
КАК …, ТАК И …; НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО …
А) верное продолжение союза
Пример ошибки: Мы побывали не только в
Австрии, а и в Германии.
Б) первая часть союза перед первым однородным членом
Пример ошибки: Мы не только побывали в
Австрии, но и в Германии.
7. Нарушение в построении предложения с однородными членами1. Употребление составных союзов приоднородных членах НЕ ТОЛЬКО …, НО

Слайд 192. Два глагола в одном времени (одного вида),
или глагольные формы, или

отглагольные
существительные (чаще 2 глагола) с общим
дополнением, к которому должен задаваться
один и тот же вопрос. Ошибка – разные вопросы.
Пример: Юра изучает и увлекается физикой.
Правильно: Юра любит и изучает физику.
2. Два глагола в одном времени (одного вида),или глагольные формы, или отглагольныесуществительные (чаще 2 глагола) с общимдополнением,

Слайд 203. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение

или дополнение и придаточная часть сложного предложения.
Пример ошибки: Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.
Пример ошибки: Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают.
4. Однородные члены предложения выражены одной частью речи.
Ошибка, если выражены разными: Катя стройна и очень красивая.
5. Однородными могут быть слова из одной логической группы.
Пример ошибки: У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели.
6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно.
Пример ошибки: Мама нарвала разных цветов:
лютики, ромашки, васильки.
3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного

Слайд 218. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь – это переделанная

прямая речь в
сложноподчиненное предложение без кавычек.
1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.
Пример ошибки: Петр сказал, что я задержусь дома.
Правильно: Петр сказал, что он задержится дома.
2. Использование кавычек: Петр сказал, что «я задержусь дома».
3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ.
Пример: Анна спросила, пойдут ли они в кино. Ошибка: Анна спросила, что пойдут они в кино.
8. Неправильное построение предложения с косвенной речьюКосвенная речь – это переделанная прямая речь всложноподчиненное предложение без кавычек.1.В

Слайд 229. Ошибка в употреблении имени числительного

1. Употребление числительных полтора, полторы,
полтораста.
Во всех

падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.
Ошибка – лишние буквы в окончании: В полуторах
километрах от нас находилась деревня.
2. Числительные ОБА, ОБЕ
Неверное склонение. Пример ошибки: С обоими
подругами мы зашли в кафе.
3. Собирательные числительные
Неверное употребление. Пример ошибки: Трое книг
лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до
берега.
9. Ошибка в употреблении имени числительного1. Употребление числительных полтора, полторы,полтораста.Во всех падежах, кроме И., В. – полутора,

Слайд 2310. Ошибка в построении сложного предложения

1. В предложении нельзя употреблять одновременно
сочинительные

и подчинительные союзы, например: Как только начался урок, но мы все сразу встали.
2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что
насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Пример ошибки: Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.
3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.
4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.
Пример ошибки: Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.
10. Ошибка в построении сложного предложения1. В предложении нельзя употреблять одновременносочинительные и подчинительные союзы, например: Как только

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть